Виктор Клочай: «Школьное образование – основа основ»

Вопросы образования, как школьного, так и вузовского, как ни парадоксально, для промышленников весьма актуальны. Основная тема проходившего в самом начале марта заседания Координационного совета отделений РСПП в Приволжском федеральном округе была связана с кадровым обеспечением промышленных предприятий и необходимостью реформирования системы образования. На проходившем в середине марта съезде РСПП эта тема также была среди основных, тогда прозвучало предложение об отмене ЕГЭ. А в апреле на президиуме Госсовета по вопросам промышленности речь зашла о подготовке инженеров и, среди прочего, было предложено вернуть в школьную программу черчение.

В апреле В.В. Клочай направил министру науки и высшего образования РФ В.Н. Фалькову и министру просвещения РФ С.С. Кравцову предложения промышленников по реформированию системы образования. Разговор с вице-президентом РСПП, членом Совета НАПП, председателем совета директоров АО «Русполимет» Виктором Клочаем об инициативах промышленников в образовании.

– Виктор Владимирович, почему такое внимание промышленников к школе?

– Здесь нет никаких загадок. Очень просто можно охарактеризовать важность школьного образования фразой американского президента Джона Кеннеди, который сказал, что космическую гонку Советский Союз выиграл за школьной партой, тем самым было признано безусловное, бесспорное преимущество школьного образования.

Школьное образование – это базовое образование, которое дальше трансформируется уже в конкретные умения думать, анализировать, созидать, учиться дальше.

Сегодня, наверное, не нужно говорить об отмене ЕГЭ, потому что это наша одна из характерных черт – мы пытаемся перечеркнуть все, что было до того, и делали это много раз. В этой связи нужно, наверное, говорить о некой трансформации этой системы. То, что выпускник может подтвердить свои знания в виде баллов, с которыми уже на конкурентной основе поступает в вузы, это хорошо. Это надо сохранить. Вопрос – в другом. Как убрать противоречия между баллами и знаниями? Я был участником разговора, когда речь шла о репетиторстве, а сегодня с первого класса уже репетиторство, и это тоже нонсенс, который сформировался в процессе трансформации образования, и преподаватель задает вопрос, а вам зачем репетиторство – для знаний или для ЕГЭ.

Я сдавал как выпускник школы семь экзаменов – по математике, физике, химии, русскому языку, литературе, истории, иностранному языку. Это такой пакет, который считался базовым, принципиально важным для выпускника, для человека, который вступает во взрослую жизнь. Важно обеспечить классическое обучение по основным предметам, чтобы ребенок сразу был сориентирован на необходимость изучать полноценно школьную программу.

То, что есть лучшего в системе ЕГЭ, на мой взгляд, нужно проанализировать, оставить, то, что не соответствует требованиям времени, пересмотреть, то, что было лучшее в программах более ранних периодов, включая советский, осмысленно вернуть. А дальше идет ребенок в колледж или в вуз, у каждого – свой выбор, но хорошее базовое школьное образование – это основа основ.

И конечно, особое внимание, на мой взгляд, нужно уделить повышению статуса учителя, потому что, к сожалению, эти разговоры о том, что учитель – работник сферы услуг, это просто звучит кощунственно. Преподаватель учит не только предмету, хороший классический учитель учит очень многому.

У меня бабушка была сельской учительницей. Я хорошо помню, как мы с ней идем по деревне, и все здороваются: «Здравствуйте, Любовь Матвеевна». Это о чем говорило? Это говорило о том, что был статус и была ответственность. У учителя была ответственность перед этими людьми, которые к ней так относятся. И она думала о том, как сделать так, чтобы их дети были достойными людьми.

Поэтому и зарплата, и дополнительные социальные гарантии – социальный пакет, если хотите, у учителя должен быть. Необходимо сделать все, чтобы профессия учителя была престижной, чтобы в учителя шли по призванию.

– Известно, что предприятия столкнулись с острым дефицитом специалистов. Что на Ваш взгляд, взгляд промышленника, необходимо сделать, чтобы сбалансировать ситуацию?

– Смотрите, мы подошли к периоду, когда совпали несколько факторов. Ещё недавно технические вузы не могли набрать студентов, выпускники школ шли в менеджеры, экономисты, юристы.

Считаю очень правильной инициативу премьер-министра по средним профессиональным учебным заведениям, которая позволяет предприятиям использовать инвестиционные налоговые вычеты для улучшения материально-технической базы техникумов и колледжей. Нижегородская область первой откликнулась и приняла соответствующий региональный закон. Так, в Кулебаках мы будем использовать этот механизм для поддержки и развития металлургического колледжа.

Второй фактор – это ситуация, в которой мы находимся с точки зрения демографии. Сегодня, конечно, серьёзные меры приняты правительством. При этом работодатели также должны в этом участвовать. Речь идет о создании условий молодым семьям, доступной длинной ипотеке, поддержке многодетных семей.

Есть у предприятия потенциальная возможность, настолько, насколько она есть, надо её использовать, чтобы поддерживать семьи с детьми. Работает отец и мать на заводе, должны быть дополнительно выплаты под первого ребенка, второго, третьего, пятого ребенка. Государство – со своей стороны. На наших предприятиях мы такие решения приняли.

Подготовлено пресс-службой АО «Русполимет»

Подписаться на новости
РОР «НАПП»