Как застраховаться от простоя

В текущем году страховой компании «Согласие», нижегородское подразделение которой является членом НАПП, исполняется 30 лет. В преддверии этой даты мы поговорили с директором Нижегородского филиала ООО «СК «Согласие» Максимом Сергеевичем Коноваловым о специфике работы страховщиков в наше сложное время, а также о том, чем может быть интересна и полезна нижегородским промышленникам страховая компания.

– Максим Сергеевич, надо полагать, что страховой рынок стал посвободнее: как иностранный бизнес, так и зарубежные страховщики российскую площадку покинули. Сказалось это на вашей работе?

– С одной стороны ниша действительно освободилась, но с другой стороны, это привело к снижению конкуренции. А когда снижается конкуренция, могут возникать условия для монополизации, что ухудшает условия работы. Страховой бизнес имеет свою специфику, здесь не редкость, когда страховые компании, являющиеся конкурентами, совместно страхуют определенные риски. К примеру, космические риски, потому что для одной, даже самой крупной компании, при наступлении страхового случая при таких рисках велик шанс оказаться банкротом.

Снижение конкуренции особенно заметно сказалось в таком сегменте, как услуги перестрахования. Если до всех санкций механизм перестрахования был действительно конкурентный, то в нынешних условиях у нас единичные компании оказывают эти услуги.

Но если в общем плане отвечать на ваш вопрос, то с уходом иностранных страховщиков с российского рынка актуальной для нас стала задача выработки более гибких условий, чтобы сохранять интерес страхователей, и цена при этом на наши услуги была адекватной.

Давайте поговорим про интерес страхователей. НАПП объединяет преимущественно промышленников. Понятно, что руководители предприятий имеют собственные машины, дома и прочее движимое и недвижимое имущество. Но основные их устремления связаны с бизнесом, с делом, с производством. Что «Согласие» может предложить этому делу?

– В этом году страховой компании «Согласие» исполняется 30 лет, что для российского бизнеса уже весомо. А с учетом того, что мы – компания коммерческая, у нас нет в основателях солидного банка или какого-то большого сырьевого производственного комплекса, эти тридцать лет работы весят еще больше. Компания «Согласие» входит в десятку ведущих страховщиков России, это крупный игрок как в частном секторе, так и в корпоративном бизнесе, мы имеем отличную экспертизу с точки зрения оценки специфических рисков производства.

Что касается именно нашего региона, здесь мы тесно сотрудничаем и с промышленным сектором, и сектором перевозок, одна из первостепенных задач Нижегородского филиала как раз связана с развитием корпоративного бизнеса и медицинского страхования. Это наши флагманские направления для региона на ближайшие 3–4 года.

Чем мы интересны для бизнеса? Во-первых, мы одни из немногих страховщиков, которые берут на себя такие риски, как страхование дебиторской задолженности, когда предприятия работают с отсрочкой платежа и с разными контрагентами.

 Компания предлагает довольно гибкие условия страхования всего, что связано с проведением НИОКР. Мы умеем страховать эти довольно специфические риски, у нас имеется хорошая экспертиза и соответствующий опыт.

В основном, промышленникам что важно? Сохранение оборудования, производственных мощностей, и здесь есть стандартные риски, связанные с пожаром или заливом водой складских помещений. Но мы также предлагаем страхование рисков перерыва в производстве, связанного, к примеру, с выходом из строя оборудования, задействованного в технологической цепочке производства, которое быстро починить или заменить невозможно. Производство в подобных случаях останавливается до тех пор, пока не будет решена эта проблема. В текущих санкционных условиях, когда современное оборудование на заводах преимущественно не российское, а поставки комплектующих затруднены, эти риски вполне очевидны. И мы страхуем недополученную предприятием прибыль за время таких простоев. То есть предприятие не теряет свою прибыль в момент простоя, страхуя у нас эти риски. Согласитесь, застраховать перерыв в производстве, когда довольно сложно оценить, насколько длительным он будет, и как скоро можно решить возникшую проблему, очень важно для дела.

Кроме того, мы занимаемся страхованием спецтехники, строительно-монтажных рисков. Страхуем урожаи, КРС, если говорить о сельхозпроизводителях.

– Кроме товарно-материальных ценностей, оборудования, так сказать, железа, на предприятиях есть главная ценность – люди. И здесь стоит вспомнить о медицинском страховании, которое, как Вы сказали, тоже у вас в приоритете.

– Мы предоставляем услуги добровольного медицинского страхования (ДМС), это – расход юридического лица на персонал. У молодежи уже есть запрос на соцпакет, включающий медицинское страхование, молодые специалисты считают это нормой. С этим связана проблема удержания кадров, потому как важно не только найти, привлечь и подготовить персонал, важно его закрепить и удержать на предприятии. Некоторые компании, понимая такие риски, используют как раз добровольное медицинское страхование. Но есть еще и такие бонусы, как пенсионные планы, когда сотрудник понимает, что, проработав всю жизнь именно в этой компании, он выйдет на пенсию и будет хорошо обеспечен.

Еще один из вариантов – это страхование работодателем сотрудников от критических заболеваний, к примеру, от онкологии, которая стала самым настоящим бичом нашего времени. Ни один полис добровольного медицинского страхования не покрывает онкологию или другие критические заболевания, например, инсульты или ишемическую болезнь сердца. Кроме того, есть профессиональные заболевания, которые тоже не покрываются стандартными договорами ДМС.

Страхование от критических заболеваний сокращает время на получение необходимых медицинских услуг. Такие полисы могут стоить для большого предприятия 1,5 – 2 тысячи рублей в год на человека. Представить себе любые затраты, связанные с лечением онкологических заболеваний, – это сотни тысяч рублей. Страхование снимает многие вопросы, к примеру, позволяет быстро попасть именно к нужному специалисту, не проходя лишние консультации. А для работодателя страхование стоит копейки, если говорить о тех суммах и затратах, которые потратит человек на лечение, на необходимые лекарства и процедуры.

И такие программы дают определенные преимущества работодателю, предоставляя ему еще один козырь в привлечении сотрудников.

– Вы не раз говорили о том, что компания имеет хорошую экспертизу. Что это в реальности?

– Страхование – это особый продукт. Когда ты его покупаешь, ты приобретаешь некое обещание. А когда происходит страховой случай, наступает осознание того, что ты в реальности купил. Договоры могут быть различные, при этом наличие в штате страховой компании экспертов, которые могут правильно и быстро урегулировать страховое событие, – это принципиальный момент. Когда я говорю о грамотной экспертизе, я имею в виду, что у нас есть опыт урегулирования самых разных страховых случаев, начиная от довольно рядовых, когда сгорел склад товарно-материальных ценностей, до космических рисков.

Оценка риска имеет два направления. Первое – оценить для себя, для страховой компании, сколько это стоит, какова вероятность наступления страхового случая, как соблюсти баланс между ценой и риском. Это с одной стороны. А с другой стороны, это возможность застраховать именно те риски, которые реально существуют на производстве.

Проблема в том, что на предприятиях нет страховых экспертов. Юристы, которые работают с договором, не могут предположить все риски, которые возможны на производстве. Задача наших экспертов – доказательно обозначить реально существующие риски. Показать риски именно такими, какими они могут быть в реальной жизни. Для нас смысл в том, чтобы иметь в компании людей, которые настолько досконально разбираются в деле, что могут донести до предприятия, что те или иные риски, кажущиеся маловероятными, могут принести весьма большой урон.

Когда я говорю об экспертизе, я также имею в виду многосторонний диалог страхователя и страховщика, который позволяет находить неочевидное, нестандартное и эффективное решение именно для производственной сферы, потому как каждое производство достаточно уникально. А у нас есть опыт страхования предприятий атомной отрасли, мы знаем, как страховать фармацевтику: каждое такое специфическое дело требует погружения в производство, в номенклатуру оборудования, умения определять, какие риски есть именно для этого оборудования. Все это и есть экспертиза, то есть совокупность знаний и практики.

Петр Чурухов

Подписаться на новости
РОР «НАПП»