Созданы в первой пятилетке: Нижегородский машзавод

В годы первой советской пятилетки в нашей области были созданы многие предприятия, вклад которых в экономику региона был и остается весомым на протяжении всех минувших десятилетий.

Среди них вставшие в строй в 1932 году НАЗ «Сокол» и Нижегородский машзавод, не так давно вошедший в состав суперсовременного НЗ 70-летия Победы. В самом начале пятилетки первую продукцию выдал Балахнинский бумкомбинат, известный ныне как АО «Волга», в 1931 году был пущен в строй Борский силикатный завод, в июне 1930 года началось строительство Борского стекольного завода, заработавшего в начале 1934 года.

Родом из первой пятилетки Выксунский завод дробильно-размольного оборудования, известный нам как Дробмаш, на площадке которого в декабре 2021 года ввели в строй технопарк «Машиностроение». Завод автотракторных инструментов, известный сегодня как ПАЗ, на котором только в 1952 году было налажено производство автобусов, тоже был построен в первую пятилетку. Завод фрезерных станков, не работающий в наши дни, но многие советские десятилетия бывший лидером отечественного станкостроения и уже на момент создания имевший мощность производства, превосходящую в два раза всю станкостроительную промышленность дореволюционной России, встал в строй действующих в декабре 1931 года.

Наш материал – о создании Нижегородского машиностроительного завода.

“Новое Сормово”: типичная картина стройки первой пятилетки

Еще в конце прошло века многие называли его «девяносто второй»: в строй в январе 1932 года завод был пущен как «Союзный машиностроительный завод «Новое Сормово» № 92 Всесоюзного орудийно-арсенального Наркомата тяжелой промышленности», а в годы Великой Отечественной войны завод именовали «Сталинским».

Как шла эта стройка?

В тридцатых годах река Волга разливалась очень широко. Ни Горьковского, ни Чебоксарского водохранилищ ещё не было, и в половодье, не сдерживаемая плотинами, река добиралась почти до тех мест, где сегодня стоят корпуса ЦНИИ «Буревестник». Как вспоминают старожилы, по большой воде оборудование для стройки доставляли почти к воротам.

Но вода, точнее пойменная низина, несла и много проблем строителям. Стройка на заболоченной местности, где грунтовые воды были очень близко, требовала много усилий для осушения территории. И на начальном этапе строительства землекопы и грабари – наиболее востребованные профессии. Вот как описаны будни стройки в путеводителе по истории завода «Машзавод живет и строит планы», изданном в 2008 году и хранящемся в районной библиотеке:

«Нелегкими были и бытовые условия строителей. Столовых не было. Столовую заменял открытый тесовый навес с тремя стойками и скамейками, где могло разместиться человек 20-25. К обеденному перерыву летом на ручной тележке, а зимой на санях местные жители подвозили горячие продукты: ливер, рубец, сердце, печенку, холодец и нарезанные куски хлеба, и все это можно было купить по сходной цене. Так функционировала своеобразная передвижная «обжорка». Под навесом, как правило, мест не хватало, и основная масса рабочих обедала на своем рабочем месте. Обед многие рабочие приносили с собой из дома. Питьевую воду подвозили в бочках лошадьми со станции Варя. Вода была низкого качества, торфяная, а после дождей особенно плохая. Зимой морозы доходили до –350 градусов. Для доставки рабочих из Сормова к месту работы и обратно курсировал поезд из трех-четырех пассажирских вагонов».

Завод получил название «Новое Сормово» потому, что задумывался и начинал создаваться как металлургический филиал завода «Красное Сормово». В 1929 году здесь уже был пущен в строй кузнечно-прессовый цех. Но стройка, начатая еще до масштабных планов первой пятилетки, шла весьма неспешно: историки отмечают, что годовой план строительства на 1 декабря 1930 года был выполнен всего лишь на 79,4 %.

В 1930 году машзавод был выделен из состава завода «Красное Сормово» и обрел самостоятельный статус. А в 1931 году постановлением ВСНХ строительство завода было включено в перечень ударных строек пятилетки, что кардинальным образом изменило ход строительства. В августе 1931 года стройку передали в ведение Всесоюзного орудийно-арсенального объединения (ВОАО), и уже 1 января 1932 года завод «Новое Сормово» вступил в строй действующих предприятий.

Но еще несколько лет завод достраивался, укомплектовывался и оснащался необходимым оборудованием. Включение предприятия в орбиту ВОАО означало, что завод будет заниматься выпуском оборонной продукции. И первым заказом для 92 завода было производство динамореактивных пушек ДРП-4. 

«Цех № 1 начал выпускать продукцию, будучи недостроенным и не оборудованным окончательно, – так описывает эту историю путеводитель «Машзавод живет и строит планы». –   Крыша обильно протекала. Для сбора дождевой воды в цехе были устроены ямы, вода из которых откачивалась в водопонижающую канаву, пересекавшую территорию завода. Крановое хозяйство отсутствовало. Работы выполнялись передвижными кранами, смонтированными на электрокаре».

Но к середине тридцатых годов «болезни роста» на заводе № 92 были преодолены, производство отлажено. В 1934 году здесь было создано артиллерийское конструкторское бюро, которое возглавил В. Г. Грабин, ему в ту пору исполнилось всего 34 года. За короткий срок здесь было спроектировано и налажено производство новых дивизионных пушек Ф-22 УСВ.

 5 февраля 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР завод был награжден орденом Ленина за исключительные заслуги в деле вооружения Красной Армии пушками. И к началу Великой Отечественной войны Государственный ордена Ленина завод № 92 им. И. В. Сталина уже был ведущим артиллерийским предприятием страны и одним из основных поставщиков артиллерийского вооружения для нужд армии.

Летом 1940 года директором машзавода им. Сталина был назначен Амо Елян, который был на три года моложе Грабина. Амо Сергеевич учился в Азербайджанском политехе и затем в Институте красной профессуры в Баку; в 28 лет был назначен директором завода им. Кирова в Баку. По распоряжению Г. К. Орджоникидзе Амо Елян с 1935 года два года стажировался в США, работая, среди прочего, на заводе Форда кузнецом.

Производство ЗИС -3

Под руководством опытнейшего организатора производства А. С. Еляна и легендарного конструктора артиллерийского вооружения В. Г. Грабина на заводе № 92, была разработана и выпускалась ЗИС-3 – лучшая пушка своего времени, производство которой впервые в мире было поставлено на конвейер. Одна из выпущенных заводом пушек ЗИС-3 сегодня стоит в нижегородском кремле среди продукции, выпущенной нашей промышленностью в годы Великой Отечественной войны. А в целом завод № 92 за годы войны изготовил и поставил фронту около 100 тысяч пушек, установив абсолютный мировой рекорд по выпуску артиллерийского вооружения (для сравнения: заводы гитлеровской Германии и её союзников за то же время произвели 104 тысячи пушек). И четыре ордена из пяти, которыми награжден Горьковский машзавод – именно за эту самоотверженную героическую работу.

В 1951 году директор завода № 92 Амо Елян, к тому времени Герой Социалистического труда, кавалер четырех орденов Ленина и лауреат Сталинских премий, был назначен руководителем КБ-1, которое занималось созданием системы противовоздушной обороны Москвы. Именно это КБ через несколько лет будет преобразовано в НПО «Алмаз» им. академика А. А. Расплетина», ставшее в начале нашего века головным конструкторским бюро концерна «Алмаз – Антей».

Тогда, в начале пятидесятых годов, завод № 92 и подключился к программе создания систем противовоздушной обороны. На нём было организовано серийное производство комплектных антенных узлов для системы ПВО С-25, а затем для С-75В, той самой, с помощью которой под Свердловском был сбит американский самолет-шпион У-2. Затем завод производил мобильные антенные посты для зенитно-ракетной системы С-200, а с середины семидесятых годов освоил производство основных средств систем ПВО С-300, затем С-400.

ЗРК С-400 “Триумф”

Нельзя не сказать и о том, что машзавод стал, в современных терминах, настоящим промышленным инкубатором.

В декабре 1945 года на артиллерийском заводе № 92 было сформировано «Особое конструкторское бюро по проектированию специальных машин», которому ставилась задача разработки и производства оборудования для газодиффузионных заводов – страна ускоренными темпами решала вопросы обогащения урана для создания атомных бомб. Участие в этом проекте – отдельная и во многом удивительная история нижегородской промышленности и наших промышленников. Как мы знаем, задача получения обогащенного урана и создания первой отечественной атомной бомбы была успешно решена. А Горьковский машзавод активно включился в программы развития атомной отрасли: здесь были созданы силовые установки для первого в мире атомного ледокола и первой отечественной атомной подводной лодки. А сформированное на заводе № 92 особое конструкторское бюро, известное в наши дни как ОКБМ Африкантов, занимает ведущие позиции в стране и мире по многим направлениям развития атомной энергетики, являясь разработчиком ВСЕХ ядерных реакторов для действующих атомных подводных лодок и надводных кораблей ВМФ страны.

А летом 1970-го года на базе созданного В. Г. Грабиным и функционирующего на машзаводе артиллерийского конструкторского бюро (КБ-3) был сформирован научно-исследовательский институт в качестве самостоятельного предприятия. Институту надлежало заниматься развитием артиллерийского вооружения и возглавить работу по определению перспективных направлений развития отечественной артиллерии. Вот уже более полусотни лет эти задачи успешно решает ЦНИИ «Буревестник», головное предприятие страны по ствольному артиллерийскому вооружению. И это его артиллерийские установки стоят на отечественных кораблях и боевых машинах различного типа, именно здесь разработаны необитаемые дистанционно управляемые боевые модули для современных бронемашин.

В 2011 году на площадях Нижегородского машиностроительного завода концерн ВКО «Алмаз-Антей» начал строительство нового предприятия. Нижегородский завод 70-летия Победы, открытый в 2015 году, является на сегодня одним из ведущих предприятий концерна ВКО «Алмаз-Антей». При пуске предприятия сообщалось, что здесь будут производиться современные зенитные ракетные системы С-400, С-500, а также радиолокационные комплексы «Небо-М» и «Ниобий». Такова историческая преемственность.

Более пяти лет два завода существовали параллельно, имея единое руководство. Если оперировать формальными признаками, то год назад история нижегородского машзавода завершилась. В январе 2021 года  мы сообщали о том, что с 1 января 2021 года «сложившийся профессиональный коллектив машиностроителей Нижегородского машиностроительного завода присоединился к Нижегородскому заводу 70-летия Победы», что «опираясь на многолетний опыт одного завода и современные технологии другого…, коллектив завода продолжит успешно осваивать…».

Хотелось бы, чтобы в этом успешном продвижении вперед, в этом созидании нового осталось место для славной истории машзавода, в недрах которого и выросло современное передовое производство. Потому как корни наши, история достижений и побед наших предков – это и есть наша сила.

Пресс-центр НАПП

Подписаться на новости
РОР «НАПП»