Созданы в первой пятилетке: авиастроительный завод «Сокол»

Строительство авиационного завода в Нижнем Новгороде было запроектировано согласно директивным планам первой пятилетки и Постановлению Совета Труда и Обороны СССР от 21 октября 1929 года. Новое предприятие призвано было стать не только «…самым значительным из всех существующих в СССР авиазаводов», но и одним из крупнейших «среди заграничных заводов».

Строительство канализационной подстанции авиазавода

Если машиностроительный и автомобильный заводы (о строительстве которых мы рассказывали на нашем сайте ранее) создавались и вводились в строй с большой помпой, о стройках писали газеты, стройплощадки украшали кумачевые призывы и лозунги, то авиастроительный завод создавался тихо, в режиме секретности, стройплощадка была недоступна для посторонних и пряталась в лесах и болотах. В те годы грибы можно было собирать в районе нынешнего Сормовского поворота, откуда до стройки авиазавода было по прямой лесом добрых пять километров. Строители, посвященные в суть дела, давали подписку о неразглашении. Стройка подчинялась напрямую Москве, даже партком строящегося авиазавода не входил в парторганизацию области.

Избрание Нижнего Новгорода местом строительства было обусловлено стратегическими выгодами географического положения, а также возможностями относительно быстрого обеспечения нового завода кадрами. Нижний Новгород, будучи развитым промышленным центром с существующей инженерно-технической школой, позволял более эффективно решать задачи, связанные с подготовкой кадров. Этот вопрос важен, потому как проблема квалифицированных кадров, да и просто рабочих рук в первой пятилетке была особенно острой: страна запускала по нескольку сотен предприятий ежегодно. Кадровую проблему страна решала развитием системы профессионального образования и обучения. Если в 1929 году на различных курсах и в специальных школах страны было подготовлено около 175.000 строительных рабочих и не менее 60 тысяч рабочих для промышленных предприятий, то уже в 1931 году было подготовлено 578.000 квалифицированных рабочих, включая строителей.

Ученики в деревообрабатывающем цехе

Для обеспечения нового авиагиганта кадрами и создания нормальных условий работы здесь, параллельно возведению цехов предприятия, создавался рабочий поселок. Были открыты техникум и фабрично-заводское училище. В течение 1932-1934 годов почти все высококвалифицированные рабочие получили квартиры в щитовых и каменных домах с коммунальными удобствами: водопроводом, канализацией, центральным отоплением, что по тем временам воспринималось как небывалое социальное завоевание. Были построены амбулатория, школа, столовая, детский сад, ясли, кинотеатр, радиоузел, стадион, заводской клуб, проложены дороги.

Фундамент первого корпуса Горьковского авиастроительного завода был заложен в мае 1930 года. В феврале 1932-го пущена первая очередь предприятия: деревообрабатывающий, инструментальный, медно-дюралевый, механический, слесарный и ремонтный цеха. В числе пусковых объектов первой очереди была и сушилка авиационной древесины, которая и составляла основу корпусов первых самолетов. На строительство завода потребовался 21 месяц. 1 февраля завод открыли, в августе в небо поднялся первый собранный горьковчанами самолет-истребитель И-5. Это был самолет конструкции Н.Н. Поликарпова, который строился серийно в 1932-1934 годах. За три года предприятие выпустило 661 самолет И-5, что составило 82,3% от общего количества выпущенных в стране истребителей этого типа.

Эти успехи завода были отмечены правительственными наградами, а предприятие премировано … самолетом Р-5! Это был один из самых массовых самолетов того времени, биплан, разработанный также в ОКБ Поликарпова. Он использовался как почтовый и пассажирский, что существенно повысило мобильность руководства.

В апреле 1934 года на предприятии началось освоение еще одного поликарповского истребителя – И-16, первые образцы которого испытывал шеф-пилот завода В.П. Чкалов.

Поточная линия сборки И-16

В 1936 году предприятию было присвоено новое имя — «Завод имени Серго Орджоникидзе», в честь прославленного советского наркома тяжелой промышленности.

В том же году завод переходит на поточно-конвейерную систему выпуска самолетов, в результате внедрения которой цикл выпуска самолета сократился с 45-60 до 5 суток, а цикл наземных и летных испытаний в результате перестройки работы аэродрома сократился с 15 до 3 дней. За выдающиеся заслуги в деле снабжения Красного Воздушного Флота скоростными истребителями Горьковский авиационный завод имени С. Орджоникидзе постановлением ЦИК СССР от 28 декабря 1936 года был награжден орденом Ленина.

Навык работы в условиях поточно-конвейерной системы вскоре пригодился создателям истребителей. С первых дней войны предприятие перешло на круглосуточный график работы: смена длилась по 12-14 часов, часто приходилось работать целыми сутками. К концу 1941 года доля Горьковского авиазавода в совокупном производстве истребителей в СССР составила 34-38% — завод выпускал до 26 самолетов в сутки! А всего за 1941-1945 годы Горьковский авиазавод выпустил 19202 самолета, каждый третий отечественный истребитель дали фронту горьковчане. За самоотверженный труд во имя победы 587 работников завода в 1941-1945 годах были награждены орденами и медалями СССР.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин награждает работников Горьковского авиазавода, 1941 г.

С 1949 года началось сотрудничество коллектива завода с ОКБ А. И. Микояна, предприятие перешло на выпуск истребителей семейства «МиГ».  В январе 1950 года завод построил и передал ВВС первые реактивные МиГ-15, в 1952 году были построены МиГ-17, с марта 1954 года завод приступил к подготовке производства первого советского сверхзвукового истребителя МиГ-19.

Крылатые боевые машины, созданные в Горьком, не раз устанавливали мировые рекорды. К примеру, МиГ-15 считается наиболее массовым реактивным боевым самолетом в истории мировой авиации. МиГ-19 стал первым в мире серийным сверхзвуковым истребителем, а знаменитый МиГ-21, герой войны во Вьетнаме, выпускавшийся серийно на Горьковском авиазаводе около 30 лет, стоял на вооружении в 37 странах мира.

В 1965 году в серийное производство запустили сверхзвуковой самолет МиГ-25. Его особенностью, кроме необычной аэродинамической компоновки, было то, что планер на 80 % состоял из высокопрочных сплавов сталей и титана.

Освоение МиГ-25 предрешило техническую революцию на предприятии. Основными видами сборки стала не клепка, как прежде, а сварка. В цехах, связанных с изготовлением баковых отсеков фюзеляжа и крыла, пришлось изучать с нуля сварочное производство, обучать рабочих, конструкторов, технологов новой профессии.

МиГ-25РБ

Первый самолет МиГ-25 поднял в воздух 6 июля 1966 года летчик-испытатель ОКБ А. И. Микояна А. В. Федотов.

Годы освоения и серийного производства стальных самолетов сварной конструкции МиГ-25 стали, пожалуй, самым напряженным периодом в развитии завода – максимальный темп выпуска достигал 90 самолетов в год. Модификации МиГ-25 отличаются разведывательным и навигационным оборудованием. На МиГ-25 установлено 29 мировых рекордов скорости, скороподъемности, высоты полета. Самолет стоял на вооружении ВВС Алжира, Индии, Ирака, Ливии, Сирии.

За достигнутые успехи в решении технических задач при создании освоении новой техники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1970 года завод был награжден высшей наградой Родины – орденом Ленина. Для завода это был уже второй орден Ленина.

В конце шестидесятых годов в стране начались разработки перспективного истребителя-перехватчика, создававшегося, прежде всего, для прикрытия территории СССР от удара крылатыми ракетами со стороны Арктики, где не существовало сплошного радиолокационного поля. Перспективный самолет создавался на основе модификации МиГ-25МП, который вскоре стал известен миру как МиГ-31.

МиГ-31

И с ним связана еще одна страница истории Горьковского авиастроительного завода. Дело в том, что сверхзвуковой высотный перехватчик МиГ-31, первый отечественным истребитель четвертого поколения, производился только на Горьковском авиационном заводе. Первый полет истребитель совершил в 1975 году, а серийное производство МиГ-31 началось в 1976 году (информацию об этом можно найти на нашем сайте).

До распада СССР технические характеристики этого перехватчика считались секретными, а теперь нам многое известно. На МиГ-31 было установлено 19 мировых рекордов! В 1977 году советский летчик-испытатель Александр Федотов поднялся на серийном МиГ-31 в ближний космос — на высоту 37 650 метров! Этот истребитель американцы называют «Лисья гончая», признавая уникальность нашего перехватчика: МиГ-31 может развивать скорость до 3000 км/час.

НАЗ «Сокол», являющийся единственным производителем этих боевых машин, с 2007 года осуществляет модернизацию этих перехватчиков, производство которых было прекращено в 1994 году. За счёт модернизации бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза. Кроме того, модернизированные МиГ-31 БМ оснащаются гиперзвуковыми ракетами «Кинжал», способными достигать скорости в 10 Махов. Первое авиационное формирование, оснащенное этими комплексами, приступило к несению дежурства в Южном военном округе в декабре 2017 года.

МиГ-29УБ

В 1984 году приказом министра авиационной промышленности СССР Горьковское авиационное производственное объединение было включено в государственную программу по выпуску самолетов МиГ-29. Завод приступил к выпуску его учебно-боевой версии – самолета МиГ-29УБ. Первый МиГ-29УБ производства горьковского авиазавода подняли в воздух в конце 1985 года летчик-испытатель ОКБ им. А.И. Микояна В.Е. Меницкий и летчик-испытатель завода В.А. Херодинов. Всего завод выпустил 274 самолета МиГ-29УБ

За девять десятилетий предприятие превратилось в мощный научно-производственный комплекс. Заводская марка и продукция завода хорошо известны не только в России, но и за ее пределами.

В 2006 году авиазавод «Сокол» наряду с другими крупными отечественными авиастроительными предприятиями вошел в состав созданной по указу Президента РФ Объединенной авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК»). Ее образование стало важным моментом в процессе возрождения отечественного авиастроения.

29 апреля 2016 года был сделан еще один шаг на пути консолидации российского авиапрома: согласно решению Правительства РФ, авиазавод «Сокол» на правах филиала присоединился к Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» – крупной отечественной корпорации по разработке, производству, продаже и логистической поддержке авиационной техники.

В 2020 году предприятия ОАК, в том числе и РСК «МиГ», стали частью ГК «Ростех», образовав в ее составе авиационный кластер.

НАЗ «Сокол» – филиал АО «РСК «МиГ» – это современное, динамично развивающееся предприятие. Коллектив нижегородских авиастроителей продолжает работать над реализацией договоров и контрактов с российскими и зарубежными заказчиками.

В рамках диверсификации коллектив предприятия освоил производство агрегатов для гражданского лайнера Ил-114-300. Он предназначен для внутренних региональных авиаперевозок, развитию которых уделяется большое внимание на уровне руководства нашей страны. На заводе выполнен значительный объем подготовительных работ, запущена в производство документация, готовится оснастка, реконструирован участок, где проходит сборка агрегатов Ил-114-300.

В дополнение к вышеперечисленным контрактам предприятие в рамках кооперации выполняет заказы по темам Ту-160 и другой авиационной тематике.

Цех агрегатной сборки

Стабильный рост заказов ставит перед коллективом предприятия серьезные задачи по дальнейшему наращиванию производственной мощности, модернизации оборудования и технологических процессов, реконструкции заводских корпусов. Этими вопросами руководство завода, корпорации «МиГ» и Объединенной авиастроительной корпорации занимается постоянно, привлекая для их решения средства как из федерального бюджета, так и собственные вложения ОАК.

Необходимо отметить еще одно важное направление деятельности, без которого было бы невозможно существование предприятия в современных условиях жесткой конкуренции на мировом рынке авиастроительной техники. Это развитие производственной системы, комплексное внедрение методов бережливого производства во всех цехах, отделах, службах и на всех уровнях – от рядовых работников до руководства завода. В области бережливого производства НАЗ «Сокол» за последние годы смог выйти в лидеры среди предприятий отрасли. Недаром в преддверии предстоящего 90-летия предприятия директор НАЗ «Сокол» В. М. Семенов с уверенностью сказал: «Для нашего коллектива, имеющего богатую историю и многочисленные научно-технические и производственные достижения, самое главное сейчас – не останавливаться на достигнутом.  Наша команда способна решать более масштабные задачи, добиваться более высокой результативности, и это мы ежедневно подтверждаем своей работой».

Пресс-центр НАПП

Подписаться на новости
РОР «НАПП»