NAZ-Sokol

Истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31 БМ: нижегородская история

Сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик МиГ-31БМ отдельного смешанного авиационного полка Северного флота уничтожил условного противника в стратосфере, сообщило РИА «Новости» 14 апреля 2020 г. Во время учений сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия поднялся на высоту более 15 тысяч метров над Баренцевым морем, где выполнил боевые задачи.

К этому уже вполне рядовому событию нижегородские промышленники имеют самое непосредственное отношение. Дело в том, что у МиГ-31БМ – нижегородская прописка: модернизация легендарного перехватчика осуществляется на Нижегородском авиазаводе «Сокол», с 2016 года входящем в самолетостроительную корпорацию «МиГ».

Существует и нижегородская история лучшего в мире истребителя-перехватчика, начало которой относится к середине семидесятых годов прошлого века.

МиГ-31 стал первым отечественным самолетом четвертого поколения, он служит стране более четырех десятилетий, серийное производство перехватчика началось в 1976 году. В 1994 году производство истребителя-перехватчика было полностью прекращено, но за эти годы завод выпустил 533 самолета разных модификаций. На МиГ-31 было установлено 19 мировых рекордов.

В этой истории нам особо интересно последнее десятилетие, когда было принято решение по восстановлению производства сверхзвуковых истребителей-перехватчиков дальнего радиуса действия МиГ-31 на нижегородском авиазаводе «Сокол», являющимся единственным производителем этих боевых машин.

Понятно, что за два десятилетия с начала девяностых годов, когда авиазавод прекратил выпуск МиГ-31, многое утратилось.  «Соколу» пришлось практически заново осваивать производство этого истребителя. И дело не только в навыке, оснастке и технологии, многие наименования изделий уже не выпускались отечественной промышленностью, их пришлось заменять. Другие морально устарели, как, к примеру, оргстекло, из которого в прошлом веке выпускались фонари, которые теперь производятся из довольно дорогого силикатного триплекса, что в семидесятых годах шел лишь на космические корабли. Словом, специалистам завода пришлось вновь разработать технические условия производства и новую конструкторскую документацию. И заводчане справились.

Первую пару модернизированных истребителей МиГ-31 завод подготовил и передал ВВС весной 2007 года. В ноябре обновленные перехватчики прошли первый этап государственных испытаний, после чего было получено разрешение на проведение серийной модернизации самолетов. Но только в 2011 году с нижегородским заводом «Сокол» был подписан первый крупный контракт на проведение модернизации 60 перехватчиков. Следующий контракт, подписанный в ноябре 2014 года,  обеспечил предприятию существенную загрузку по этой тематике до конца 2018 года. С этого времени капитальный ремонт и модернизация самолетов МиГ-31 для российских ВВС и гарантийное обслуживание машин марки «МиГ», находящихся в строю, становятся одним из основных направлений деятельности предприятия.

Новый контракт был подписан в начале 2019 года. По некоторым оценкам к весне 2020 года  НАЗ «Сокол» поставил в войска в общей сложности около 150 модернизированных истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ. В августе 2019 года стало известно о планах полной модернизации существующего парка истребителей-перехватчиков МиГ-31 к 2023 году.

Полные характеристики модернизированного истребителя-перехватчика дальнего радиуса действия военные не разглашают, но и того, что известно, достаточно для оценок МиГ-31 БМ.

За счет модернизации бортового радиоэлектронного оборудования и нового вооружения эффективность МиГ-31 БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза. Перехватчик способен обнаруживать воздушные цели класса «истребитель» на дальности до 320 км, при этом дальность их поражения увеличилась до 280 км,  что в настоящее время недоступно ни одному зарубежному истребителю. МиГ-31 БМ способны работать как автономно, так и в группе: четыре самолета, взаимодействующих друг с другом, способны перекрывать фронт на расстоянии до 1000 км. Кроме того, бортовое оборудование самолета МиГ-31 БМ позволяет взаимодействовать с зенитными ракетными комплексами ПВО. Кроме борьбы с воздушными и наземными целями этот самолет может использоваться и в качестве своеобразного воздушного командного пункта, координирующего действия истребителей других типов, оснащенных менее мощными радарами. При этом перехватчик может наводить на воздушные цели ракеты, запущенные с борта других истребителей, сближающихся с противником на дистанцию ракетного залпа в режиме радиолокационного молчания.

МиГ-31 БМ – единственный в мире истребитель-перехватчик, способный развивать скорость более 3000 километров в час, работать на высоте более 20 километров, в арсенале которого есть ракеты, способные уничтожать радарные установки противника. Более того, специальная модификация МиГ-31 БМ стала носителем гиперзвукового авиационного комплекса X-47М2 «Кинжал», который появился на вооружении в 2018 году и, как говорят специалисты, способен преодолеть все существующие в мире и перспективные системы противоракетной обороны.

Нижегородская история истребителя-перехватчика МиГ-31 не ограничивается только авиазаводом «Сокол», который в 1982 году Указом Президиума Верховного Совета СССР «за заслуги по созданию, производству и испытанию новой авиационной техники» был награжден Орденом Октябрьской Революции. В создании самолета участвовали практически все авиационные предприятия области, агрегаты и системы поставлял «Теплообменник», гидравлику и различные приводы «Гидроагрегат». Многие из создателей первого отечественного истребителя четвертого поколения тогда получил правительственные награды. Среди участников создания всепогодного перехватчика, получивших за свою работу высокие правительственные награды, был и В. И. Лузянин, возглавлявший завод «Гидромаш», сделавший для МиГ-31 систему шасси: в 1981 году Владимир Ильич стал лауреатом Государственной премии СССР.

Фото предоставлено пресс-службой НАЗ «Сокол» и РСК «МиГ», съемка на территории авиазавода (2016 г.) — Марины Лысцевой

Подписаться на новости
РОР «НАПП»