ПКО «Теплообменник»: к 80-летию нижегородской истории завода

28 ноября ПКО «Теплообменник» отмечает 80 лет со дня образования предприятия. Поздравляя родной коллектив, генеральный директор-главный конструктор предприятия В.В. Тятинькин отметил, что завод уверенно смотрит в будущее, подчеркнув, что потенциал специалистов, уникальная испытательная и производственная база позволяют успешно решать все стоящие перед заводом задачи.

Но мы не случайно говорим, что Теплообменник отмечает восьмидесятилетие своей нижегородской истории. Нижегородцы старшего поколения помнят «Теплообменник» как «Громовский завод». Дело в том, что с 1938 года предприятие почти три десятилетия носило имя прославленного летчика, Героя Советского Союза Михаила Громова, участника знаменитого перелета Москва – Северный полюс – Америка.

В тридцатых годах Государственный союзный завод № 469 имени М. М. Громова, известный как парашютная фабрика, базировался под Москвой в Солнечногорске и занимался производством спасательных и грузовых парашютов. С января 1941 года здесь освоили производство радиаторов для авиации, завод считался оборонным предприятием и относился к наркомату авиационной промышленности. Поэтому в войну с продвижением немцев к Москве был эвакуирован на восток, в Горький.

А еще более ранняя, досоветская история предприятия, связана с ткацкой фабрикой, основанной купцом П.С. Мешковым в сентябре 1864 года возле села Солнечная Гора Клинского уезда. В начале XX века фабрика, именовавшаяся «Волокно», принадлежала барону Людвигу Кноппу, бывшему в то время монополистом в производстве хлопчатобумажных тканей в России.

Но ПКО «Теплообменник», одно из ведущих российских предприятий авиационной промышленности, свою историю отсчитывает с осени 1941 года. И во многом это оправдано, ибо на это время приходится действительно героический период истории предприятия

Приказ об эвакуации завода

Осенью 1941 года во исполнение постановления Государственного комитета обороны СССР из подмосковного Солнечногорска в Горький был эвакуирован завод №469, носивший имя прославленного летчика, Героя Советского Союза М.М. Громова.

Постановлением Совета по эвакуации от 14 октября 1941 г.  и Приказом НКАП СССР от 15 октября 1941 г. предписывалось эвакуировать громовский завод в Горький на место расположения строительной площадки радиаторного завода № 285, переведенного в Горький из Ульяновска в самом начале войны.

Эвакуация завода началась в середине октября 1941 года. Наркомат авиационной промышленности определил жесткие сроки: уже 1 декабря завод должен был выдать продукцию. Война, времени нет, сроку – месяц! Включая перевозку оборудования, специалистов, обустройство нового завода и запуск производства. По нынешним мирным расслабленным временам – задача нереальная. Все это легло на плечи директора завода Василия Николаевича Смирнова.

Последний эшелон прибыл в Горький 5 ноября 1941 года. В ту первую военную осень холода наступили рано, уже с начала ноября. Становление проходило в тяжелейших условиях. В это трудное время люди проявили невиданное трудолюбие и патриотизм, создавая завод практически на пустом месте. В целях бесперебойного выпуска радиаторов, одновременно с достройкой корпусов первой очереди производился монтаж оборудования. На тот момент из трех радиаторных заводов, эвакуированных в города Троицк, Горький, Кузнецк, завод №469 оказался единственным действующим предприятием, которое в такой короткий срок смогло наладить выпуск радиаторов.

Конвейер по сборке радиаторов, 1940 годы.

За годы войны коллектив предприятия 39 раз занимал классные места во Всесоюзном соревновании заводов авиационной промышленности. Вклад заводчан в Победу страна оценила по достоинству: 16 сентября 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий правительства по производству агрегатов для боевых самолетов завод №469 был награжден орденом Красной Звезды.

Война закончилась, страна перестраивалась на мирные рельсы. Возникла потребность в радиаторах для комбайнов, тракторов, другой гражданской продукции. Одновременно шло освоение более совершенной техники для авиации, на предприятии возникли новые производства.

В начале пятидесятых годов заводу поручили наладить производство изделий для систем жизнеобеспечения самолетов, в частности, кислородного газификатора для самолета Ту-95. Газификатор КПЖ-30 – сложное изделие, с освоением которого завод справился за полгода с небольшим. Это и положило начало техническому перевооружению завода в середине 50-х годов.

Вслед за успешным освоением КПЖ-30 в рекордно короткие сроки на заводе стали осваиваться и выпускаться все новые и новые изделия для авиации: радиаторы, турбохолодильники, регуляторы давления, клапаны и прочее.

В 1960 году на заводе организовано опытно-конструкторское бюро, в ту пору это был филиал московского ОКБ-124 агрегатного завода (ныне НПО «Наука»).  За ОКБ был закреплен ряд тематических направлений по разработке авиационных агрегатов и новых образцов авиационной техники.

В 60-е годы резко возрос объем заказов с предприятий авиационной промышленности. На заводе началась реконструкция цехов и производственных участков, в ходе которой было обновлено и модернизировано оборудование, максимально механизированы и автоматизированы технологические процессы.

В 70-е годы завод полностью перешел на выпуск изделий для авиастроителей. В 1973 году предприятие получило свое нынешнее название: производственно-конструкторское объединение «Теплообменник». Только в 1974 году конструкторы разработали 26 новых изделий и 12 модификаций для различных летательных аппаратов.

Во второй половине 70-х годов, с развитием строительства новых типов самолетов и вертолетов, «Теплообменник» вплотную занимается авиационной тематикой, обеспечивая системами и агрегатами авиационные заводы страны. Предприятие внесло достойный вклад в создание Миг-25, Миг-29, Миг-31, Су-25, СУ-27, Ту-144, Ту-160, Ил-86, Як-42, Ан-72, Ан-140.

С 1976 года на заводе начато внедрение станков с ЧПУ, а затем в сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами страны была разработана и внедрена система управления качеством продукции. В эти годы коллектив предприятия уверенно удерживал звание одного из лучших в отрасли.

ОКБ завода

 В 80-е годы на заводе внедряются новые технологические процессы, создаются не имеющие аналогов технологии сварки и пайки, механообработки, листовой штамповки. Впервые в отрасли были освоены системы автоматизированного проектирования (САПР) для разработки конструкций и расчетов изделий. Организовывается производство изделий для нового поколения самолетов Ту-204, Ил-86, Ил-96 и других.

Предприятие заслужило признание головных самолетных фирм страны, став одним из лидеров в создании различных типов авиационно-космических изделий.

Есть вклад «Теплообменника» и в знаменитый орбитальный полет космической многоразовой ракетно-космической системы «Энергия–Буран»: на заводе для «Бурана» разработана система термостатирования электронной аппаратуры. За творческий вклад в дело создания космической техники коллектив объединения награжден Грамотой Федерации космонавтики России, а группа работников предприятия во главе с генеральным директором награждена медалью им. С.П. Королева.

Тогда же, в середине восьмидесятых годов, директором предприятия был назначен В.В. Тятинькин, возглавляющий ПКО «Теплообменник» на протяжении 35 лет, на которые пришлись и конверсия, и перестройка, и переход экономики на рыночные отношения. 

К началу 90-х практически на всех летательных аппаратах были установлены изделия с маркой «Теплообменник». У предприятия в портфеле заказов были твердые контракты со всеми конструкторскими бюро и самолетостроительными предприятиями страны. Но кризис 90-х расставил свои приоритеты. Завод, как и многие предприятия России, подвергся испытаниям.  В условиях высокой инфляции объем производства упал более чем в 20 раз, численность сотрудников уменьшилась втрое! Выход из такой ситуации был один – нужно было перестраиваться прямо на ходу, без остановки и промедления, так как речь шла о выживании большого профессионально подготовленного коллектива. Нашлось единственное и правильное решение – переориентация завода на выпуск гражданской продукции.

В условиях жесткой конкуренции и резкого снижения оборонных заказов «Теплообменник», используя передовые авиационные технологии, изготавливает широкий спектр комплектующих для автомобильной промышленности: радиаторы для дизельного двигателя ГАЗ-560, собирающегося по лицензии австрийской фирмы STEYR на Горьковском автомобильном заводе, головки блока цилиндров для 406-го двигателя Заволжского моторного завода. «Теплообменник» сотрудничает практически со всеми известными автомобильными заводами страны (ГАЗ, КамАЗ, МАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ и др.), выпуская алюминиевые и медно-латунные радиаторы отопителей, воздушно-масляные и водно-масляные радиаторы, воздушные отопители для обогрева салона автобуса или другого автотранспортного средства.

На базе «Теплообменника» создано российско-американское предприятие «SCS Frigette/Teploobmennik, L.C.», которое освоило выпуск климатических установок и кондиционеров для легковых автомобилей отечественного производства и микроавтобусов. Разработаны и осваиваются в производстве водяные и масляные пластинчато-ребристые радиаторы по спецзаказу для танка Т-90 производства Уралвагонзавода, г. Нижний Тагил.

Выпуск газовых бытовых водогрейных колонок, производившихся предприятием с начала 60-х г.г., переживает в самый пик кризиса 90-х свое второе рождение. Колонки «Астра» довольно быстро завоевывают порядка 30 процентов российского рынка в этом сегменте бытовой техники. Успех спроса продукции обусловлен высокой надежностью аппаратов, простотой в эксплуатации и удачным сочетанием «цена-качество». 

Впоследствии аппарат газовый бытовой проточный «Астра» модель 8910-08 становится лауреатом Всероссийской программы «100 лучших товаров России» в номинации «Промышленные товары».

В 1994 году начинается разработка бортовой микропроцессорной автоматизированной системы «АРГУС-Д» для судов на воздушной каверне типа «Меркурий». Система «АРГУС-Д», предназначенная для управления режимом и реверсом главных двигателей, контроля и аварийно-принудительной сигнализации судов, получила высокую оценку Государственной комиссии и сертификат Регистра морского судоходства России. Этот проект нашел продолжение в разработке системы «АРГУС-Д2» спецкатеров проектов «Дюгонь» и «Атаман Платов».

Несмотря на такой широкий спектр товаров гражданской тематики, основное направление деятельности предприятия – производство сложных наукоемких агрегатов для авиации – было не только сохранено, но была заложена база для будущих перспективных авиационных проектов.

С начала 90-х годов предприятие становится полноправным участником многих крупнейших зарубежных и отечественных авиасалонов и выставок, среди которых знаменитые Ле Бурже (Франция), Фарнборо (Великобритания) и МАКС (Россия).

2002 год становится переломным моментом в жизни предприятия. Производственно-конструкторское объединение «Теплообменник» переходит на качественно новый уровень разработки авиационной техники: наряду с проектированием и производством наукоемких авиационных агрегатов начинается разработка систем жизнеобеспечения летательных аппаратов.

Предприятие выиграло тендер и сегодня осуществляет серийные поставки оборудования для нового российского самолета Sukhoi SuperJet-100, что вывело «Теплообменник» на мировые стандарты в разработке и производстве изделий для современной авиации. И если в производство SSJ-100 «Теплообменник» вошел в кооперации с иностранными компаниями, то в проекте пассажирского среднемагистрального самолета МС-21 предприятие выступает уже в качестве головного разработчика систем жизнеобеспечения самолета, в частности, комплексной системы кондиционирования воздуха и противообледенительной системы.

ПАО ПКО «Теплообменник» накоплен богатый опыт по созданию систем кондиционирования воздуха, систем охлаждения, систем нейтрального газа, противообледенительных систем и их агрегатов для самолетов и вертолетов нового поколения, а также защитных авиационных шлемов.

На «Теплообменнике» ведется проектирование и производство новых систем и агрегатов для самолетов пятого поколения, модернизация ранее созданной техники. Объединение постоянно расширяет номенклатуру авиационных изделий с унификацией деталей и узлов. Сегодня предприятие работает более чем по 60 направлениям, проектирует и производит более 1000 наименований изделий.

Объединяя высокий научный потенциал специалистов ОКБ с мощной производственной и уникальной испытательной базой и современным высокоточным оборудованием, ПКО «Теплообменник» имеет возможность осуществить весь цикл создания новых изделий от технического задания до изготовления и испытания опытных образцов и серийного выпуска. А использование самых современных средств разработки и автоматизации мирового уровня в САПР и АСУП позволяет предприятию участвовать в разработках авиационной техники нового поколения, в том числе в международных проектах.

Предприятие гордится своими людьми, создающими наукоемкую и конкурентоспособную продукцию, признанную не только в России, но и далеко за ее пределами и, на пороге своего 80-летия, уверенно смотрит в будущее.

По материалам РИЦ «Курьер-медиа», информационного партнера НАПП

Подписаться на новости
РОР «НАПП»