Ледостойкая платформа «Северный полюс», построенная по проекту КБ “Вымпел”, передана в эксплуатацию

Ледостойкая дрейфующая платформа «Северный полюс», построенная на «Адмиралтейских верфях» по проекту АО КБ «Вымпел» (входят в состав Объединенной судостроительной корпорации), передана в эксплуатацию.

Ледостойкая дрейфующая платформа проекта 00903 – это уникальный совместный проект российских ученых, проектантов и судостроителей, не имеющий аналогов в мировой практике.

«ЛСП «Северный Полюс» кардинально отличается от других судов автономностью. Основную часть времени – около двух лет – платформа будет вморожена в лед и дрейфовать вместе со льдиной. Создать судно, способное противостоять тяжелым погодным условиям, выдерживать ледовые сжатия во время дрейфа и при этом обеспечивать комфортную, безопасную работу научной экспедиции – такая задача была поставлена перед проектными бюро впервые. Поэтому сама инженерная концепция ледостойкой платформы стала первой и уникальной», – отметил главный конструктор проекта Михаил Бахров.

Платформа имеет длину – 83,1 м, ширину в районе КВЛ – 21,8 м, высоту борта 11,4 м при осадке 8,6 м. Во время самостоятельного хода платформа будет передвигаться со скоростью 10 узлов. Мореходные качества ледостойкой платформы отрабатывались на моделях в опытовом бассейне АО КБ «Вымпел», расположенном  в Балахне, а ледовые испытания проводились в бассейне ААНИИ в Санкт-Петербурге. Они подтвердили значение ледовых нагрузок, действующих на корпус, принятых при проектировании. Ледовые усиления корпуса соответствуют классу Arc 8 для района В.

На борту «Северного Полюса» расположены 17 оборудованных научно-исследовательских лабораторий для широкого спектра научных исследований. Они позволят исследовать ледяной покров и его динамику, проводить экологические, океанологические, геофизические исследования, наблюдать за солнечной радиацией и атмосферой. Сама платформа, ее поведение во льдах во время дрейфа тоже будет являться объектом исследований. Будут определяться ледовые нагрузки, механика деформаций, разрушения льда при взаимодействии с корпусом платформы.

Движительно-рулевой комплекс включает одну винторулевую колонку мощностью 4200 кВт и носовое подруливающее устройство водометного типа. В корме ледостойкой платформы расположена вертолетная взлетно-посадочная площадка для приема вертолета Ми-8 и Ми-38 без постоянного базирования.

Конструкторским бюро «Вымпел» совместно с Адмиралтейскими верфями в процессе разработки и строительства ледостойкой платформы были максимально учтены пожелания заказчика для обеспечения комфортных и безопасных условий проживания и работы экипажа и научного персонала ввиду длительной автономности судна. Для сохранения теплоизоляции, борьбы с обледенением и снегом была выбрана максимально закрытая форма корпуса, исключены наружные переходы. Предусмотрен ряд конструктивных мер для безопасности людей, находящихся на борту платформы. Для размещения 14 человек экипажа и 34 ученых предусмотрены в основном одноместные каюты с санблоками, есть четыре блок-каюты для капитана, старшего механика, руководителя экспедиции и старшего помощника капитана.

Новый «Северный полюс» станет безопасной альтернативой использования полярных станций и обеспечит современный уровень комфорта для жизни и работы научных экспедиций.

Пресс-центр КБ «Вымпел»

Подписаться на новости
РОР «НАПП»