Денис Мантуров назначен заместителем председателя правительства

Депутаты Государственной Думы 15 июля утвердили внесенную председателем правительства РФ кандидатуру Дениса Мантурова на должность заместителя председателя правительства РФ — министра промышленности и торговли РФ.

В понедельник, 18 июля, на оперативном совещании с вице-премьерами глава правительства Михаил Мишустин сообщил, что в компетенцию Дениса Мантурова отходят вопросы государственной политики в сфере промышленности, а также контроль выполнения программ развития атомной, ракетно-космической, судостроительной, авиационной, радиоэлектронной и оборонной отраслей.

При этом в тот же день, 18 июля, Владимир Путин провел заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам, на котором поручил главе правительства закрепить за каждым направлением («наметить грядку для каждого», сказал буквально Владимир Путин) ответственного из числа вице-премьеров. Так что следует ожидать, что в перечне обязанностей Д. Мантурова появится и «персональная грядка» на поле нацпроектов.

В этой связи интересно более подробно взглянуть на основные тезисы выступления Дениса Мантурова в Государственной Думе:

«… мы преодолеваем очередной этап испытаний и беспрецедентного внешнего давления.

Сейчас от нашего с вами взаимодействия и оперативных решений зависит, насколько успешно справится с новыми вызовами экономика в целом и все отрасли нашей промышленности.

Первый удар нам удалось сдержать и нивелировать негативные последствия. Здесь я хочу поблагодарить вас за поддержку предложенных правительством антикризисных мер, которые, на наш взгляд, сработали весьма эффективно.

Благодаря им более 700 системообразующих предприятий получили льготные кредиты на оборотку –  это около триллиона рублей на сегодняшний день. Докапитализированы региональные фонды развития промышленности, которые созданы в 81-м субъекте Российской Федерации.

Разворачиваются проекты обратного инжиниринга и дополнительной поддержки НИОКРов по всей промышленности.

Помимо одобренных комплексных программ в радиоэлектронике, авиастроении, автопроме, реализован ряд точечных мер и по другим обрабатывающим отраслям.

… Благодаря оперативно принятым поправкам в законодательство правительство увеличило авансирование по государственным контрактам и перенесло сроки уплаты соцвзносов. В совокупности обозначенные меры позволили удержать промышленность от глубокой просадки. В частности, первые пять месяцев обработка завершила в плюсе почти на 2 процента.

Но мы не успокаиваем себя таким результатом, поскольку он обусловлен в первую очередь инертностью отраслей с длинными производственными циклами и сформированными заранее запасами материалов и комплектующих. Скажу прямо, мы ожидаем изменения показателей, связанных с падением экспорта и закрытием западных рынков. Это приведет к снижению объемов по наиболее емким отраслям, среди которых металлургия, химический комплекс и лесопромышленный. Поэтому в целом по году даже с учетом ощутимого роста в оборонном секторе производство по обрабатывающей промышленности может сократиться примерно на 6 процентов в этом году.

Тем не менее сейчас важнее даже не статистические данные, а задачи, которые стоят перед промышленностью в целом. Буквально три дня назад мы подробно их обсуждали под председательством Михаила Владимировича на специальной стратегической сессии и пришли к единому мнению в правительстве, что сегодня нужно осуществить поворот от абсолютно рыночной промышленной политики к политике обеспечения технологического суверенитета.

Прежде всего, чтобы обеспечить текущие поставки критических комплектующих, нам предстоит завершить создание новых кооперационных связей. Сейчас интенсивно занимаемся этим в ручном режиме вместе с компаниями и торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом.

При этом ускоренным темпом будем осваивать производство собственных аналогов на замену отдельных импортных компонентов. Мы сориентировали на данное направление имеющиеся ресурсы, и правительством поддержано выделение дополнительных средств по системообразующим отраслям. Параллельно мы продолжим перестройку и создание альтернативных логистических каналов, в том числе с прицелом на новые внешние рынки, которые сейчас прорабатываются.

Но самое главное – то, что сейчас кардинально меняется подход с точки зрения государственных инвестиций и обеспечения спроса. Чтобы избежать инвестиционной паузы, промышленность нуждается в длинных деньгах по минимальной ставке. Для этого с Минфином прорабатываем унифицированный для всех отраслей промышленности механизм долгосрочного заёмного финансирования крупных, значимых проектов под государственные гарантии.

Ещё больше значения имеет ёмкий гарантированный спрос со стороны государства, речь идёт, в первую очередь, о поставках отечественной продукции для больших инфраструктурных проектов, инициированных государством.

Кроме того, в интересах наших производителей нужно консолидировать спрос, постепенно вытесняя импортную технику и оборудование, которое используется в разных сферах экономики. Тем самым промышленность должна сейчас обеспечить практически автономное функционирование и развитие всех секторов потребителей, которые от неё зависят. С этой целью мы выделяем пять стратегических направлений, в которых задействована обрабатывающая отрасль для решения ключевых социально-экономических задач.

По линии национальной безопасности и обороноспособности все предприятия ОПК уже перешли давно на интенсивный режим работы. Основное внимание мы уделяем масштабированию производства высокоточных и других новейших видов вооружений и техники, в том числе беспилотной авиации. Это касается не только потребностей в рамках специальной военной операции, но и дальнейшего перевооружения нашей армии, авиации и флота.

В качестве второго направления выделяем тему энергообеспечения, ставшую для многих государств других проблемой на сегодняшний день. Здесь важно, с одной стороны, осуществлять обновление мощностей, заменяя иностранное разведочное, буровое, шельфовое оборудование и ускоряя работу по собственному средне- и крупнотоннажному СПГ оборудованию.

С другой стороны, в интересах внутреннего потребления мы сможем полностью сами поставить всю технологическую обвязку для целей газификации нашей страны.

… Ещё одна отрасль, которая сильно зависит от промышленности – это рыбодобыча и переработка. За последние годы мы научились строить рыбопромысловые суда большого водоизмещения.

Буквально на прошлой неделе при участии Владимира Владимировича были подняты флаги на трёх таких судах.

И сегодня в Нижнем Новгороде мы спускаем на воду краболов-процессор. Сейчас на стапелях и в причальной достройке ещё суммарно 70 современных процессинговых траулеров и краболовов. Плюс в портфеле заказов до 27-го 26 единиц такой техники в рамках инвестиционных квот.

В целом в судостроении в настоящий момент 274 судна уже строятся и ещё 318 могут быть законтрактованы до 30-го года при условии поддержки через льготный лизинг, формат которого сейчас прорабатывается в правительстве.

Большой объём работ предстоит по импортозамещению судового оборудования, так как заказчики раньше предпочитали импортную технику и закладывали её в проекты. Здесь мы хотим добиться столь же высокой степени локализации, как, например, в атомном ледокольном флоте. Это относится также к пассажирским судам, в их числе проекты PV180, PV300, новые “Кометы” и “Метеоры”, “Валдай”, электрокатамараны “Экокруизер” и “Экобасы”. То же самое касается грузовых судов для внутренних водных путей и морского крупного тоннажа, включая газовозы арктического класса.

На стыке судостроения, энергомаша и железнодорожного машиностроения поддерживаем проекты создания линейки высокотехнологичных дизельных двигателей мощностью от 0,6 до 6,5 мегаватт. Они будут широко применяться в гражданской водной технике, распределенной энергетике и для железнодорожного тягового подвижного состава.

Среди других отраслей, обеспечивающих транспортную и экономическую связанность нашей страны, нужно отметить авиастроение и автопром. В текущей ситуации, вы хорошо знаете, я не буду долго останавливаться на этом, по авиапарку уже принято решение о поэтапном переходе на отечественные региональные и ближне-, и среднемагистральные самолеты. В конце следующего года сертификат типа получит Superjet с отечественным двигателем ПД-8 и Ил-114-300 с двигателем ТВ7-117. На модификации этого же двигателя в 2024 году будет сертифицирован самолет “Ладога”. Тогда же стоит крайний срок по самолету “Байкал” с двигателем ВК-800 и самолет МС-21-310 с ПД-14. Всего наша авиационная программа до 2030 года предусматривает выпуск более тысячи самолетов. Под такие объемы нам придется расширять мощности, что потребует дополнительных средств.

В автопроме вместо уходящих мировых автопроизводителей предлагаем локализовываться крупным игрокам из дружественных стран в партнерстве с российскими компаниями.

Учитывая проблемы с отдельными комплектующими по отечественным маркам, в этом и в начале следующего года будем пока производить упрощенные версии до начала выпуска своих собственных недостающих узлов. Создание отечественной компонентной базы поддержим через специальную программу Фонда развития промышленности. При этом продолжим работать над модульными платформами с гибридной электро- и водородной тягой, но с похожими электронными системами.

… Наряду с электроникой к числу базовых отраслей, которым уделим пристальное внимание, относится станкостроение. В этом секторе закладываем средства на снижение зависимости по ряду ключевых комплектующих и освоение невыпускавшихся у нас видов оборудования. Чтобы не тратить лишние средства, будем унифицировать виды станков и консолидировать спрос по разным ведомственным направлениям.

… В отличие от упомянутых базовых отраслей леспром и металлургия немного более независимые и экспортоориентированные. Их дальнейшее развитие будет определяться выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью и поставкой на внешние рынки. Именно такая перед ними поставлена сегодня задача.

При этом в нынешних условиях потребуется расшивка внутренней и приграничной транспортной инфраструктуры, чтобы экспортеры не упирались в пробки перед границей с уже оплаченной покупателями продукцией.

… Резюмируя, могу сказать, что по всему отраслевому разрезу первоочередной задачей мы, конечно, видим удовлетворение внутренних потребностей нашей экономики, но это не значит, что мы замкнёмся в себе, и не будем наращивать наш экспортный потенциал, как раз наоборот, особенно с учётом переговоров о взаимопроникновении на новые рынки, я имею в виду в первую очередь со странами Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки».

Подготовлено пресс-центром НАПП

Подписаться на новости
РОР «НАПП»