1 февраля – день основания НАЗ «Сокол»

Строительство авиационного завода в Нижнем Новгороде было запроектировано согласно директивным планам первой пятилетки и Постановлению Совета Труда и Обороны СССР от 21 октября 1929 года. Новое предприятие призвано было стать не только «…самым значительным из всех существующих в СССР авиазаводов», но и одним из крупнейших «среди заграничных заводов».

В мае 1930 года был заложен фундамент первого корпуса, в феврале 1932-го пущена первая очередь предприятия: деревообрабатывающий, инструментальный, медно-дюралевый, механический, слесарный и ремонтный цеха, сушилка авиационной древесины.

Первым самолетом, запущенным в производство, стал истребитель И-5 конструкции Н.Н. Поликарпова, который строился серийно в 1932-1934 годах. За три года предприятие выпустило 661 самолет И-5, что составило 82,3% от общего количества выпущенных в стране истребителей этого типа.

В 1936 году завод переходит на поточно-конвейерную систему выпуска самолетов, в результате внедрения которой цикл выпуска самолета сократился с 45-60 до 5 суток, а цикл наземных и летных испытаний в результате перестройки работы аэродрома сократился с 15 до 3 дней. В 1936 году предприятию было присвоено новое имя – «Завод имени Серго Орджоникидзе», в честь прославленного советского наркома тяжелой промышленности. За выдающиеся заслуги в деле снабжения Красного Воздушного Флота скоростными истребителями Завод имени С. Орджоникидзе постановлением ЦИК СССР от 28 декабря 1936 года был награжден орденом Ленина.

С первых дней войны предприятие перешло на круглосуточный график работы. К концу 1941 года доля Горьковского авиазавода в совокупном производстве истребителей в СССР составила 34-38% – завод выпускал до 24 самолетов в сутки. Более 19 тысяч самолетов, выпущенных в 1941-1945 гг., – вклад Горьковского авиазавода в победу советского народа в Великой Отечественной войне.

С 1949 года завод сотрудничает с опытно-конструкторским бюро А.И. Микояна, выпускает истребители семейства «МиГ».

 С историей нижегородского авиазавода связано имя легендарного летчика-испытателя Героя Советского Союза В.П. Чкалова, который в 1930-е годы был шеф-пилотом завода. Четырежды предприятие отмечалось правительственными наградами: в 1936 и 1970 годах – орденами Ленина, в 1941 г. – орденом Трудового Красного Знамени, а в 1982 г. – орденом Октябрьской Революции.

С 29 апреля 2016 года Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» вошел в состав АО «РСК «МиГ». Летом 2022 года “РСК «МиГ» объединилась с ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», а НАЗ “Сокол” стал филиалом ПАО “ОАК”.

Основные виды деятельности НАЗ «Сокол» – разработка, производство, летные испытания, сервисное обслуживание, ремонт и модернизация авиационной техники. В настоящее время филиал ПАО «ОАК» – НАЗ «Сокол» осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

–  модернизация и ремонт самолетов МиГ-31 и МиГ-29УБ;

– производство основных агрегатов для истребителя корабельного базирования МиГ-29К/КУБ, истребителя МиГ-29М/М2 для МО РФ и зарубежных заказчиков;

– производство деталей и агрегатов для гражданского самолета Ил-114-300.

–  сервисное обслуживание самолетов в эксплуатирующих организациях.

Более подробную информацию об истории НАЗ “Сокол” можно найти на нашем сайте.

Подписаться на новости
РОР «НАПП»