Владимир Ильич Лузянин: 70 лет на благо отечественного авиапрома

Среди нижегородского директорского корпуса немало тех, кто посвятил всю жизнь своему любимому делу. К примеру, генеральный директор КБ «Вымпел» Вячеслав Валентинович Шаталов: еще студентом пятого курса в 1963 году он пришел работать в КБ чертежником. И трудится здесь без малого шесть десятилетий. В Первомайске на “Транспневматике” ровно 60 лет трудится Владимир Александрович Батенков, также прошедший путь от слесаря до генерального директора. И легендарный директор Николай Сергеевич Жарков отдал заводу «Красное Сормово» также почти 60 лет, попав на верфь по распределению рядовым инженером. 

Но у Владимира Ильича Лузянина, президента и председателя совета директоров ПАО «Гидромаш»,  в этом ряду – особое место: 1 августа исполняется ровно 70 лет его трудовой деятельности. И все эти десятилетия отданы родному предприятию и любимому делу – отечественной авиации и заводу “Гидромаш”.

Владимир Лузянин, 1950 г.

На завод, носивший в те годы имя  Г. М. Маленкова и, по сложившейся на оборонных предприятиях традиции, цифровое наименование «завод №119», Владимир Лузянин попал в  1950 году по распределению после окончания авиационного техникума. Вскоре он стал мастером в цехе цилиндров, затем начальником ремонтно-эксплуатационного отдела. Надо сказать, что к середине прошлого века шасси завода №119 стояли практически на всех советских боевых самолетах, находящихся в разбросанных по необъятной стране авиаполках. Куда и пришлось поездить начальнику отдела Лузянину.

В 1958 году Владимир Лузянин получил диплом инженера-механика,  окончив без отрыва от производства Горьковский политехнический институт. И в том же году, в возрасте 29 лет,  был командирован в Китай, где советские специалисты помогали поставить на производство МиГ-19. Истребитель с марта 1954 года выпускался на Горьковском авиационном заводе №21. В дружественный Китай, где Лузянин работал вместе со специалистами нашего авиазавода,  передали самый что ни на есть новейший самолет. Это был первый серийный сверхзвуковой  истребитель,  который мог у земли развивать скорость до 1100-1150 км/час, а на высоте удавалось разогнать МиГ-19 до 1400 км/час.

Мария Прокофьевна и Владимир Ильич Лузянины, 1955 г.

Там, в Китае, в 1959 году у Марии Прокофьевны и Владимира Ильича Лузяниных  родился сын Александр, который с 2008 года является генеральным директором ПАО «Гидромаш». А китайские товарищи до сих пор вспоминают молодых русских инженеров и хранят память о помощи горьковчан в строительстве авиазавода: в музее предприятия оформлен специальный стенд на эту тему, Владимир Ильич побывал там в 2002 году.

Китайская история Лузянина  продлилась ровно два года. Уже на следующий день после возвращения из этой командировки Лузянин был назначен начальником цеха сборки. Два года работал начальником цеха сборки, потом главным контролером два года, потом пять лет главным инженером.

В 1966 году В. И. Лузянин был награжден орденом «Знак Почета», который в те годы вручался за высокие достижения в производстве, в том числе за внедрение новой техники и технологии.

Директором завода В. И. Лузянин был назначен в неполные сорок лет, 31 января 1969 года. В тот период, когда Владимир Ильич возглавил завод, здесь планировалось выпускать до 40 различных типов шасси и около 200 наименований цилиндров для различных систем самолетов и вертолетов. Без модернизации и серьезных организационно-технических решений выйти на такой уровень производства было невозможно.  Для реализации этих планов строились новые корпуса, для которых завод получил около тысячи новейших станков. Именно здесь была внедрена система многономенклатурных поточных линий, что позволило решить задачу увеличения выпуска шасси и вывело «Гидромаш» в ряд ведущих компаний мира.

Владимир Ильич и сегодня гордится теми достижениями, которые позволили  заводу выйти на новый уровень. За успехи в деле модернизации производства, за внедрение поточного метода и отличную работу предприятия  в 1971 году В. И. Лузянин был награжден орденом Трудового Красного Знамени. А еще через три года, в 1974-м, – орденом Ленина.

В новом корпусе завода “Гидромаш”, 1970-e годы

В 1976 году в стране началась подготовка серийного производства самолета МиГ-31. Истребитель предназначался для перехвата и уничтожения любых воздушных целей, включая крылатые ракеты, на всем диапазоне высот. МиГ-31стал первым отечественным самолетом четвертого поколения. Сверхзвуковой перехватчик развивал небывалую  скорость, в два с половиной раза превышая скорость звука. И сегодня, пройдя модернизацию, МиГ-31 является лучшим в мире сверхзвуковым перехватчиком, с недавних пор оснащаемым гиперзвуковыми ракетами «Кинжал».

Среди участников создания всепогодного перехватчика МиГ-31,  получивших за свою работу высокие правительственные награды, был и В. И. Лузянин: в 1981 году  он стал лауреатом Государственной премии СССР. Известно также, что «Гидромаш»,  в конце семидесятых годов ставший производственным объединением, 30 кварталов подряд получал первые места во Всесоюзном социалистическом соревновании. То есть, на протяжении семи с половиной лет (!) завод «Гидромаш» под руководством Владимира Ильича Лузянина никому в стране не уступал первого места.

В фойе административного корпуса «Гидромаша» можно увидеть изготовленную на заводе стойку шасси «Бурана», того самого легендарного многоразового орбитального ракетоплана, тридцатилетие полета которого авиационщики России отмечали в ноябре 2018 года. «Буран» – особая история и для отечественной авиации, и для «Гидромаша», и для самого Владимира Ильича.

По рассказам В.И. Лузянина, приземление «Бурана» он, как и миллионы сограждан, наблюдал  по телевизору. Владимир Ильич вспоминал:

«Была разработана технология и специальные технические условия для изготовления каждой детали.  Должна была быть стопроцентная безотказность. Все выполнял цех малых серий, но работали и другие цеха. Сделаны были разные гидравлические сочленения и соединения. Шасси «Бурана» не имело никакой смазки, потому что в космосе, в вакууме она вся сразу высасывается, поэтому использовались особые втулки со специальным покрытием. Была сформирована специальная конструкторская группа во главе с Николаем Ефимовичем Ионовым, которая работала в закрытом режиме. Вместе с конструкторами сразу же работали технологи, которые должны были чертежи, проекты переводить на производственный язык. Все получилось очень технологично”.

За выполнение задач, поставленных перед предприятием в рамках реализации этих программ, указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1989 года В. И. Лузянину было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1989 года начинается история еще одного дела жизни «нашего Ильича». Перестройка, конверсия оборонных предприятий, трансформация всего экономического уклада страны дестабилизировали реальный сектор. Многие заводы  оказались на грани выживания. Нижегородские промышленники решили объединиться в ассоциацию, чтобы защищать заводы и фабрики от распада. И в этом деле объединения роль Владимира Ильича Лузянина была весомой. По сути, именно он выстроил НАПП, руководя Ассоциацией в качестве президента более 20 лет, с 1991 по 2012 годы.

История НАПП подробно описана в книге «Ассоциация с историей», изданной к 30-летию регионального объединения промышленников.

Все, кому сегодня за сорок, должны помнить то время, когда привычная реальность уходила из-под ног. Для коллектива «Гидромаша», как и других промышленных предприятий,  девяностые годы были десятилетием выживания. Но «Гидромаш» сумел выстоять в то лихолетье. И сегодня на заводе уверены, что удалось это исключительно благодаря Владимиру Ильичу Лузянину.

И здесь мы опубликуем один документ, имеющий прямое отношение к В.И. Лузянину и наглядно характеризующий атмосферу девяностых годов, когда страна ломалась через колено.  Когда российская власть с необольшевистским жаром предпочитала развалить всю промышленность до основания, лишь бы изжить ненавистное ей советское наследие. Вот этот документ (нажмите на фото, чтобы увеличить):

Как сегодня живет «Гидромаш»?

В годовом отчете, утвержденном акционерами в апреле,  отмечается, что завод является “ведущим в России предприятием по выпуску шасси и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов”. Предприятие “имеет полный научно-производственный цикл, в составе которого проектирование, производство, испытания и сервисное обслуживание агрегатов». По итогам 2019 года общий объем производства товарной продукции составил 5 635 281 тыс. рублей. Выработка на одного производственного рабочего составила более 3,3 млн рублей, это весьма высокий показатель для отрасли.

Но срок действия госпрограммы перевооружения, в которой активно участвовал «Гидромаш», заканчивается в текущем году. Заказы сокращаются, потому удержать объем производства на высоком уровне предприятию будет весьма сложно. О чем и говорил В.И. Лузянин в своем обращении к участникам апрельского собрания.

Но это уже другая тема.

Больше информации – на нашем сайте в информационном спецвыпуске «Соединяя эпохи», подготовленном к 90 – летию В.И. Лузянина .

 

 

Пресс-центр НАПП

Подписаться на новости
РОР «НАПП»