Валерий Цыбанев: «Заводы были, есть и будут»

В 1981 году Советский Союз принял на вооружение высотный всепогодный истребитель- перехватчик МиГ-31. Единственным производителем боевой машины был Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе, награжденный за эту работу Орденом Октябрьской Революции. Производство истребителя продолжалось до 1994 года, и за это время на серийном МиГ-31 было установлено 19 мировых рекордов.

В марте 1981 года с конвейера Горьковского автозавода сошел 10-миллионный автомобиль ГАЗ, в этот период на ГАЗе производилось более тысячи автомобилей в сутки.

Горьковский машиностроительный завод в 80-е годы ежемесячно выпускал по 12-13 пусковых установок С-300, а также пять-шесть судовых атомных реакторов и пару энергоблоков для АЭС ежегодно.

Эти предприятия, созданные в годы первой пятилетки, многие десятилетия были и остаются опорой и гордостью отечественной промышленности.

В 1989 году они вошли в число основателей Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей. О том, почему в наше время так мало внимания уделяется истории и престижу промышленных предприятий, мы беседуем с генеральным директором НАПП В. Н. Цыбаневым.

— Валерий Николаевич, перед нашей встречей я задал в новостном поисковике тему «Нижегородские предприятия, созданные в годы первой советской пятилетки». «Яндекс» по этому запросу не нашел ни одной новости! А ведь три крупнейших нижегородских завода отмечают в эти дни 90-летие своего создания.

— Признаться, меня тоже эта ситуация удивляет. Казалось бы, мы только что отметили 800-летие Нижнего Новгорода, подчеркивая, что это прекрасный повод для гордости за свою историю, что это начало нового этапа нашего развития. Но ведь и тогда, в годы первой пятилетки, было самое настоящее начало нового этапа развития страны, поэтому не стоит преуменьшать значение произошедшего в стране 90 лет назад и тем более забывать тот период. Да и невозможно оставить в стороне годы индустриализации, когда произошел резкий рост и объемов производства, и промышленного потенциала нашего региона. Именно благодаря тому, что в Нижнем Новгороде в те годы были построены такие крупные промышленные предприятия, как автомобильный, машиностроительный и авиационный заводы, мы и стали монополистами в производстве грузовых автомобилей, производстве истребительной авиации, монополистами по артиллерийскому вооружению.

Надо признать, что сейчас действительно очень мало уделяется внимания престижу наших предприятий, их истории и воспитанию на этом интересном и даже героическом материале молодого поколения. Это очень плохо. Мы не видим на телеэкранах и на страницах газет человека труда, да и предприятий-то не видим. Поэтому создается впечатление, будто нет у нас промышленности, нет развития производства, что совершенно не соответствует реальности. Между тем, мероприятия, связанные с 90-летием наших ведущих предприятий, могли бы стать прекрасным и по-настоящему духоподъемным поводом.

В рамках празднования 800-летия Нижнего Новгорода мы смогли показать, что город на протяжении всей своей истории являлся неким системным интегратором процессов, которые сыграли существенную роль в судьбе России или были важными для страны. Это было и в период смуты начала XVII века, и в годы Великой Отечественной войны. Такой подход приводит к тому, что мальчишки, лазающие по «Катюше» или по той же пушке Грабина у кремлевской стены, будут ощущать свою причастность к великому общему делу и гордиться тем, что они нижегородцы. Юбилеи нижегородских предприятий как информационный повод очень хорошо ложатся в концепцию истории города, его развития как крупного промышленного центра.

В каталоге выставки «Город как графика. Нижний Новгород на картах и гравюрах XVI-XXI веков», изданном к 800-летию города замечательным нижегородским коллекционером, директором Технического музея Вячеславом Хуртиным, собравшим эти картины и гравюры, есть очень примечательная карта под названием «План великих работ Нижегородского края». План ВЕЛИКИХ работ! Он изобилует стройками, ведущимися в годы первой пятилетки, хотя в этот план занесены только самые крупные объекты промышленного строительства. Примечательно, что в пояснении к карте, в качестве объяснения, зачем она была подготовлена и издана в 1930 году, говорится о том, что сознательного участия в великих делах можно ждать только от того, кто ясно представляет себе основные направления развития и знает, каков должен быть результат. Разве не такие принципы мы сегодня закладываем, когда говорим о необходимости вовлеченности персонала в решение общих задач предприятий?

Вот мы сегодня обсуждаем проблему нехватки кадров. Но тогда, 90 лет назад, в период реализации этих мощнейших проектов она стояла существенно более остро. И разве не интересно посмотреть, как она решалась тогда, как, говоря современным языком, реализовывались задачи подготовки специалистов, повышения квалификации или мотивации персонала? Индустриализация 30-х годов — колоссальный проект модернизации огромной аграрной страны. Но ведь и сегодня именно управление проектами, проектное развитие — самые актуальные темы российской промышленности.

— Наш издательский центр всегда считал работу по сохранению и, если хотите, пропаганде достижений нижегородских предприятий необходимой и важной. Но в информационном пространстве в целом, за исключением нашего журнала, можно найти лишь пару-тройку материалов о 90-летии крупнейшего градообразующего предприятия, да и то основанных на пресс-релизе Группы ГАЗ. Вы проработали на ГАЗе не одно десятилетие. Помните, как заводчане встречали свои юбилеи?

Старт автопробега, приуроченного к 80-летию ГАЗа.

— Я полагаю, что отсутствие юбилейных мероприятий на самом автозаводе связано исключительно с требованием соблюдения противоэпидемиологических мер. Горьковский автозавод всегда славился тем, что исповедовал подход к формированию коллектива как единой трудовой семьи, где культивировалась ответственность каждого за конечный результат, где в почете трудовые династии, преемственность и поколений, и истории. И мимо своих юбилеев завод никогда не проходил.

В начале восьмидесятых годов, когда автозавод отмечал пятидесятилетие, я уже был в руководящем активе. Завод находился на пике роста, поэтому в связи с юбилеем предприятия было много награжденных, в том числе Героев Соцтруда и лауреатов Ленинской премии. Помню, что после торжественного мероприятия во Дворце культуры ГАЗа состоялся очень мощный концерт, в котором принимали участие самые известные исполнители того времени. К 50-летию автозавода была издана отлично иллюстрированная книга, фотоальбом об истории и достижениях предприятия.

Шестидесятилетие автозавода проходило, конечно, скромнее — наступал 1992 год, начало активного проведения реформ, старт свободного ценообразования. Мы тогда радовались упразднению жестких ограничений, связанных с фондами и распределением, тому, что мы можем свободно торговать своей продукцией. Но уже к весне основные заказчики наших грузовых автомобилей, а это военные и сельскохозяйственные предприятия, оказались без денег, а мы, соответственно, без заказов. Тогда на самом верху говорилось, что эти трудности — временные, поэтому заводчане продолжали выпускать продукцию. К лету мы заполнили грузовиками все накопительные площадки, в том числе и дополнительно созданные на берегу Оки. А выжили только за счет «Волги», производство которой при хорошей рентабельности шло в три смены шесть дней в неделю.

Но кризисные годы были преодолены, и в честь 75-летия автозавода на реконструированной ледовой арене праздничные концерты шли почти неделю, и это тоже стало запоминающимся событием для города. Как и ретропарад автомобилей Горьковского автозавода, организованный в честь 80-летия ГАЗа.

История ГАЗа наглядно отражена в заводском музее, который сейчас переоборудуется. Я уверен, что после реконструкции он станет лучшим автомобильным музеем страны, и это самый хороший подарок к 90-летию Горьковского автозавода.

— Все информационные агентства страны сообщили, что 21 января президент страны наградил почетным знаком «За успехи в труде» Магнитогорский металлургический комбинат, знаменитую «Магнитку», которая также отмечает 90-летие со дня основания 1 февраля. А у наших заводов, получается, недостаточно успехов?

— Как недостаточно? Возьмите тот же завод 70-летия Победы, на котором создан суперсовременный комплекс с уникальными испытательными стендами, позволяющими проводить и гидравлические, и пневматические испытания на прочность под давлением более полутора тысяч атмосфер. Построен специальный бассейн для проверки оборудования для подводной добычи углеводородов, производство которого налажено на заводе. Такого испытательного комплекса в России больше нет, и оборудование для подводной добычи тоже создано в стране впервые.

ГАЗ сегодня по целому ряду позиций занимает лидирующее положение в России. Нашим предприятиям есть чем гордиться и есть что рассказать о своей работе.

— Автозаводу в определенной мере повезло — он стал головным предприятием Группы ГАЗ, вобравшей в себя дюжину других предприятий. Но совсем иначе обстоят дела с другими нашими юбилярами, вошедшими в состав российских корпораций. К примеру, Нижегородский завод 70-летия Победы, созданный на базе Нижегородского машзавода, позиционирует себя как новый завод АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» и ведет свою историю с 2015 года. И получается, что славной девяностолетней истории НМЗ с пятью орденами на Красном Знамени, навечно оставленном заводу в 1946 году, нет места?

Строительство НЗ 70-летия Победы

— Должен напомнить, что нижегородским промышленникам и власти пришлось побороться за то, чтобы завод 70-летия Победы появился именно у нас. В Москве рассматривали вариант строительства завода под Тольятти, где было очень сложное положение с занятостью населения, и строительство нового завода снимало бы эту проблему. Но там совершенно не было требуемых компетенций. У нас же на машзаводе имелись соответствующие компетенции как у инженерно-технического состава, так и у рабочих. Это и сыграло определяющее значение в выборе строительной площадки для будущего завода. Василий Николаевич Шупранов, оставаясь директором машзавода, параллельно руководил и строящимся заводом 70-летия Победы. Так что все мы понимаем, что завод 70-летия Победы — это преемственность и наследие Нижегородского машиностроительного завода, пусть он юридически и перестал существовать. Кстати, НМЗ на протяжении своей девяностолетней истории не раз менял «вывески», называясь то Новое Сормово, то 92-й завод. Его история представлена в довольно добротном заводском музее. Надо полагать, что она не будет забыта.

Корпорации, в которых главным акционером, как правило, является государство, в определенном смысле начинают играть роль прежних советских промышленных министерств, принимая на себя функции планирования и развития целых отраслей. В организационном, управленческом плане для российской промышленности это довольно новое дело. И в некоторых корпорациях действительно можно наблюдать своеобразный корпоративный эгоцентризм, когда любое достижение предприятий, входящих в их состав, подается от имени самой корпорации и комментируется руководителями соответствующих департаментов. А заводы, на которых был получен этот выдающийся результат, остаются в тени. Более того, я могу привести несколько примеров, когда директора предприятий, входящих в НАПП, выступая на наших публичных мероприятиях с какими-то проблемными вопросами, получали затем нарекания от клерков из головного офиса за то, что их выступление не было согласовано с соответствующим департаментом корпорации. Полагаю, что это все — болезни роста, и в этой же плоскости следует рассматривать ситуацию с юбилеем нашего машзавода.

МиГ-31 на поле летно-испытательного комплекса НАЗ «Сокол»

Несколько иначе складывается картина на авиационном заводе. К большому сожалению для региона, когда Нижегородский авиазавод отработал технологию сборки самолета Як-130, его производство у предприятия забрали. Затем на «Соколе» провели довольно объемную работу и были готовы к сборке ИЛ-114, но и этот самолет в рамках корпоративной политики тоже забрали на другой завод, в Луховицы. В результате «Сокол» перестал быть полноценным сборочным заводом, там больше не производят самолеты, как было ранее, завод работает как агрегатный. Хотя на протяжении всей своей истории был авиастроительным сборочным заводом полного цикла, выпускавшим конечную продукцию: здесь есть и свой летно-испытательный комплекс, и свои летчики. Да, на данный момент завод занимается модернизацией МиГ-31 и МиГ— 29, но потенциал-то у завода существенно выше. Как ни жаль, мы не смогли отстоять полноценную загрузку для авиазавода, хотя и НАПП, и, знаю доподлинно, В. П. Шанцев, будучи губернатором, плотно занимались этим вопросом.

Промышленники, будучи в большинстве своем прагматиками, довольно спокойно относятся к разного рода трансформациям. Ведь многие заводы, как, к примеру, «Красное Сормово» или «Мельинвест», пережили и революцию 1917 года, и все войны, и распад Советского Союза. Но они были, есть и будут. Россия — страна с многовековой историей. Здесь жили и работали при царе, при Советской власти, живут и работают сейчас и будут работать дальше.

Но если мы думаем о развитии страны, нам необходимо брать все лучшее, что было — хоть в Российской Империи, хоть в советские времена, лучшее, что есть сегодня, объединять этот колоссальный опыт и использовать на благо страны. И у нас в Нижнем есть пример такого подхода. Пришли новые собственники на завод РУМО, который некогда был одним из основных производителей судовых двигателей в стране и в следующем году, кстати, будет отмечать 150-летие своей деятельности. Смена собственника произошла в 2018 году, когда, прямо надо сказать, завод был скорее мертв, чем жив. Кроме того, что новые собственники запатентовали по возможности все, что ранее производилось на предприятии, они взялись за восстановление заводского музея, за возрождение истории предприятия, построенного изначально в Риге и перевезенного в Нижний Новгород в начале Первой мировой войны. И теперь на территории РУМО тоже будет создан один из добротных музеев промышленных предприятий нашего города. Вот это и есть единственно правильный подход к своей истории.

Петр Чурухов

Интервью подготовлено для журнала «Высокая слава России»

Подписаться на новости
РОР «НАПП»