Созданы в первой пятилетке: Горьковский автозавод

У отечественных промышленников в 2022 году – множество памятных дат, связанных с основанием компаний, когда в стране с октября 1928 по январь 1933 года было построено около 1500 промышленных предприятий. Многие действующие заводы нашей области – родом оттуда, из первой советской пятилетки. Среди них – Горьковский автозавод, вставший в строй 1 января 1932 года.

Как отмечают историки, в Горьковской области за годы первой пятилетки количество предприятий региона увеличилось более чем в два раза. При этом уже в то время наша область развивалась более высокими темпами, чем экономика страны в целом: в 1936 году промышленность Горьковской области дала валовой продукции в семь раз больше, чем в 1928 году.

Закладка фундамента

А благодаря пуску автозавода, первого в стране предприятия, на котором была налажена конвейерная сборка автомобилей, за годы первой пятилетки производство автомобилей выросло без малого на 3000 %.

– Горьковский автозавод – флагманское предприятие не только нашей Ассоциации, нашего региона, но и всей страны, – отмечает генеральный директор НАПП Валерий Цыбанев, более 20 лет трудовой деятельности которого связаны с автозаводом. – Здесь всегда были самые передовые технологии, здесь внедрялись и апробировались новые подходы к организации производства. И не будет преувеличением сказать, что производственная школа ГАЗа – это достояние наших промышленников. Полагаю, что все, кто прошел эту автозаводскую школу, согласятся со мной.

О строительстве Горьковского автозавода, основанного как Нижегородский автомобильный завод им. В.М. Молотова, известны многие факты. 2 мая 1930 года был заложен первый камень в фундамент будущего автомобильного завода. За два месяца до пуска, к  1 ноября 1931 года, то есть за 18 месяцев с начала строительства первой очереди автозавода, здесь было возведено 52 здания цехов, уложено 230 тыс. кубометров бетона, использовано 25 тыс. тонн металла, проложено 38 км внутризаводских и подъездных железнодорожных путей, построено 22 км шоссейных дорог. В ноябре на заводе приступили к пусконаладочным работам, а через пару месяцев первая очередь ГАЗа вступила в строй. При этом уже в конце января 1932 года первый грузовик, известный нам как ГАЗ -АА, сошел с конвейера. К концу 1932 года завод выпуска по 60 грузовиков в стуки.

Так строился ГАЗ

Что такое 25 000 тонн металла или 230 000 кубов бетона, уложенных за полтора года? Если учесть, что грузоподъемность современных железнодорожных платформ около 60 тонн, то нетрудно сосчитать, что на доставку 25 тысяч тонн металла на строительство первой очереди автозавода потребовалось более 400 современных железнодорожных платформ, то есть 5 -6 грузовых составов. А если выстроить уложенные кубы бетона на строительстве автозавода в линию, то она протянется на 230 километров.

Историки отмечают, что на стройке было около десятка экскаваторов с полукубовым ковшом, все остальное производилось конно-ручным способом. Наиболее распространенные строительные специальности – землекоп и грабарь. Если с первым все понятно (а землекопы вручную отрывали траншеи под фундаменты заводских корпусов глубиной до 7 – 8 метров), то грабарь – это возчик специальной телеги для перевозки грунта, называвшейся грабаркой, у которой были высокие нарощенные борта. На Руси грабаркой называли совковую лопату, этот нехитрый инструмент и дал название профессии, ставшей в тридцатых годах настолько популярной и востребованной, что грабари объединялись в артели, которые на договорных началах предоставляли застройщикам услуги по загрузке и транспортировке грунта. А еще на стройках пятилетки популярны были козоносы – так называли подносчиков кирпича, которые при отсутствии средств механизации таскали кирпичи на спине в специальных заплечных носилках.

Корпус ремонтно-механического цеха

Известен такой факт. В июне 1930 года В. В. Куйбышев, член ЦК ВКП (б), с 1926 года возглавлявший ВСНХ, проинспектировавший ход строительства автозавода, отмечал на  II Нижегородской краевой партконференции: «Я имел случай быть пока только на строительстве автозавода и должен сказать, что то, что там происходит, ни в коей мере не соответствует тому значению, которое имеет этот завод для всей нашей страны. Темп слаб… Строительство производится кустарным образом, без какой бы то ни было механизации».

Цифры и факты, связанные с пуском первой очереди автозавода, часто приводят в своих публикациях журналисты и блогеры. Но существенно меньше говорится о том, как все это готовилось и планировалось, как обучали персонал и осваивали технологию конвейерной сборки, которой в стране до тех пор не владели.

Еще в начале 1927 года вышло секретное постановление СНК СССР «О привлечении специалистов из заграницы». В 1928 году при Строительном комитете ВСНХ образуется Центральное бюро иностранной консультации (ЦБИК), которое занимается практической работой по привлечению в страну иностранных инженеров и техников. К началу 1930 г. в СССР насчитывалось 1112 иностранных специалистов, к началу 1931 – 2898, к началу 1932 – 6058, к началу 1933 – 6550.

Первая полуторка ГАЗ – АА на конвейере ГАЗа

Горьковский автозавод проектировала команда американца Альберта Кана, одного из лучших индустриальных архитекторов того времени, за которым закрепилось определение «отец промышленного Детройта». Архитектурное бюро Кана спроектировало и организовало строительство заводов таких американских компаний, как Ford, Chevrolet, General Motors, Pratt&Whitney, Cadillac, Chrysler, DeSoto, Kelvinator, United Air Lines, Oldsmobile, Aircraft и других.

В 1930 году ВСНХ заключает с бюро контракт, по которому Albert Kahn Co., Inc. получает официальный статус главного проектировщика и консультанта по промышленному строительству. В этом качестве Альберт Кан, с которым в СССР прибыло около трех десятков американских инженеров, обосновавшихся в Москве в «Госпроектстрое», руководил строительством не только Горьковского автозавода, но и всей отраслью промышленного строительства в стране. К этой работе привлекли и лучших советских инженеров и архитекторов, через команду Альберта Кана в СССР за два года прошло около 4000 отечественных специалистов. За два года бюро проектирует и организует строительство 521 завода. В этом перечне, помимо ГАЗа, Харькровский тракторный, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Уралмаш.

И здесь уместен вопрос, что привлекло американцев в «Красную Россию». Один из ответов заключается в том, что сумма контракта Albert Kahn Co., Inc с ВСНХ 1930 года в 2,5 раза превышала суммы ВСЕХ ПРОЕКТОВ, реализованных американским бюро до тех пор. Бизнес, ничего личного, как говорят американцы.

Фронтовые полуторки

А что привлекло компанию Ford, в 1929 году заключившую договор с ВСНХ СССР, обязывающий лидера американского автопрома оказывать техническую помощь Советам при постройке и пуске автозавода в Горьком? Тоже только бизнес. При этом Ford продавал Советам лицензию на выпуск грузовика Ford Model AA, который был поставлен на конвейер в США в конце 1927 года, а также поставлял в СССР 74 000 машинокомплектов данной марки для их сборки в России. СССР только за эти машинокомплекты выплатил компании Ford 30 млн долларов США. И это было значительно больше суммы, которую компания Ford получила бы, продав готовые машины в США, где в те годы бушевал мощнейший кризис.

А закупались эти машинокомплекты для того, чтобы параллельно строительству завода готовить профессиональные кадры для работы на главном конвейере. В Канавине, на месте, где сегодня находится ГЗАС, именовавшийся в тридцатых годах «Гудок Октября», был организован автосборочный завод №1. И первого февраля 1930 года, то есть за два года до пуска Горьковского автозавода, первый грузовик Ford-AA, собранный из американских машинокомлектов, сошел с конвейера этого завода. К тому времени, когда ГАЗ встал в строй действующих, здесь был подготовлен квалифицированный персонал на сборочный конвейер. Кроме того, по договору с Фордом, на его заводах в Америке ежегодно обучалось до 50 советских специалистов, которые и сформировали на Горьковском автозаводе основу управленческой команды среднего звена.

ГАЗ-21 “Волга” на стенде в Брюсселе, 1958 г.

Параллельно этому на многих нижегородских предприятиях готовили квалифицированных специалистов для строящегося автозавода. Так, на известном судоремонтном заводе имени В. И. Ульянова обучались литейщики, слесари, токари, фрезеровщики, монтажники и рабочие других специальностей. К декабрю 1931 года здесь было подготовлено более 11 000 рабочих и технических специалистов для работы на автозаводе.

Как известно, в апреле 1935 года, на конвейере ГАЗа был собран 100 000 автомобиль. В 1946 году автозаводцы выпустили МИЛЛИОННЫЙ автомобиль.  А в 1958 году на Всемирной выставке «Экспо 58» в Брюсселе, проходившей под девизом “Человек и прогресс” и демонстрировавшей достижения для «построения лучшего мира», автомобили Горьковского автозавода ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка» и ГАЗ-52 получили гран-при. И это есть безусловное признание достижений нашей страны в автопроме.

История ГАЗа постсоветского периода, ход приватизации предприятия, развитие кооперации с автозаводом в девяностых годах, оказавшей существенную помощь нашим предприятиям в сложнейший период реформ, подробно описаны в книге «Ассоциация с историей», размещенной на нашем сайте.

Сегодня Горьковский автозавод, ключевое предприятие «Группы ГАЗ», – промышленный символ России. ГАЗ – лидер отечественного рынка коммерческого транспорта с долей 50% в сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV) и 70% в сегменте среднетоннажных грузовиков. ГАЗ, являющийся одним из ведущих центров локализации и импортозамещения в отрасли, экспортирует автомобили в 50 стран мира.

НАПП поздравляет коллектив Горьковского автозавода с 90-летием со дня основания предприятия!

Пресс-центр НАПП

Фото пресс-службы “Группы ГАЗ”

Подписаться на новости
РОР «НАПП»