Сегодня – День гражданской авиации

Гражданская авиация страны отмечает 100-летний юбилей. По меркам истории временной отрезок небольшой, а вот по темпам развития отрасли, количеству авиационных разработок и достижений – колоссальный. И это несмотря на практически три десятка выпавших из хронологии активных лет, связанных с развалом авиастроения, «благодарить» за который стоит либерального реформатора Егора Гайдара, заявившего в начале 1990-х годов, что авиационная промышленность — это очень сложная отрасль, требующая множества инженеров, конструкторов, рабочих и государственных средств. «Я договорился с Boeing, – объявил добродушно Е. Гайдар в 1992 году, будучи исполняющим обязанности председателя правительства России, – нам дадут необходимое количество любых самолетов».

Днем рождения отечественной гражданской авиации считают 9 февраля 1923 года.  В этот день Совет труда и обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации». Решение было обусловлено просто: Россия с её огромными расстояниями остро нуждается в пассажирских авиаперевозках.

Уже в марте 1923 года была создана первая отечественная авиакомпания «Добролет», которая к 1932 году стала всем известным «Аэрофлотом».  В том же году открылась первая отечественная пассажирская авиалиния Москва – Нижний Новгород. Находясь на борту Юнкерса Ф13 с названием «Промбанк», добраться из города в город пассажиры могли за каких-то… семь часов.

Несмотря на то, что первые рейсы совершал самолет немецкой постройки, первый в мире пассажирский самолет спроектирован был в нашей стране. Произошло это десятью годами раньше, когда Игорь Сикорский разработал и поднял в небо биплан «Илья Муромец», на его борту находились 16 человек и собака. «Илья Муромец» стал настоящим прорывом в авиации. Нововведения, предложенные Сикорским, сохранились в авиастроении до наших дней. Так, например, он первым разделил салон и кабину пилота, на борту появились туалет и спальные комнаты, салон обогревался газовым отоплением и освещался электричеством.

В 1920 годах ведущие специалисты Советского Союза начинают активную работу по проектированию и производству своих самолетов. К 1935 году воздушный флот страны уже на 100% состоит из машин отечественного производства, а в 1937-м на самолете АНТ-25 Валерий Чкалов совершает первый в истории беспосадочный трансполярный перелет.

В послевоенные годы лучшие конструкторские силы и инженерные умы нашей страны устремляются к созданию пассажирских самолетов, разрабатываются и массово производятся Ил-12, Ил-18, Ту-104, Ту-114 и многие другие. В 1960-е пассажирская авиация становится реактивной, а с появлением в 1970-х Ту-144 – сверхзвуковой.

Но не стоит забывать, что гражданская авиация – это не только транспортировка людей до нужного пункта назначения. Это еще и перевозка грузов, помощь службам спасения и аварийного реагирования, медицине, строительству, сельскому хозяйству. И не вспомнить здесь легендарный Ан-2, «кукурузник», который выпускался в стране более 70 лет и по этой причине занесен в книгу рекордов Гиннесса, или величайших тяжеловесов Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия», было бы несправедливо. Пожалуй, можно здесь говорить и о «Буране», триумфальному полету которого в этом году исполняется 35 лет. Ведь одним из предназначений советского орбитального корабля было выведение на орбиты, обслуживание на них и возвращение на Землю космических аппаратов, космонавтов и грузов. Да и как обойти стороной эту славную страницу в истории нашей авиации?!

Лишь спустя четверть века после полета «Бурана», когда о славе отечественной авиации все чаще стали говорить в прошедшем времени, в соответствии с указом Владимира Путина 9 февраля обретает статус официального профессионального праздника. А вот в ноябре 2022 года по случаю приближающего 100-летия гражданской авиации президент учреждает одноименную юбилейную медаль. И это объяснимо: в условиях санкций без своих самолетов России придется очень нелегко, планам по их постройке в короткий срок надлежит стать реальными делами.  На лицевой стороне медали – взлетающий МС-21. Самолет, с которым не только страна, но и нижегородские предприятие отрасли связывают перспективы своего развития. Надеемся, что в скором времени он уверенно встанет на крыло, взлетая и приземляясь на шасси с маркой «Гидромаш», и все мы получим возможность гордиться не только прошлыми, но и нынешними достижениями нашей гражданской авиации.

Пресс-центр НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина

Подписаться на новости
РОР «НАПП»