Как известно, с середины прошлого века руководителями нашей промышленной области, начиная с К.Ф. Катушева, оказывались преимущественно инженеры, прошедшие школу управления крупными предприятиями. Это обеспечивало нормальное взаимодействие промышленников и власти, как партийной, так и представительной.
Но с распадом советской системы эта многолетняя традиция сломалась. И если не брать в расчет советский период, когда промышленники активно участвовали в деятельности Советов различных уровней, то надо признать, что опыт формирования выборных органов власти у нас невелик. И начинается он с горластой гласности постперестроечных девяностых годов, которые мы пережили и уже подзабыли.
Вот небольшой фрагмент из воспоминаний О.Х. Шарадзе о том периоде. Ветеран НАПП и один из основателей Ассоциации Омари Хасанович Шарадзе был первым главой города Горького, избранным на конкурсной основе на сессии Горсовета в апреле 1990 года.
«Депутатов же было огромное количество, в большом городском совете больше 200 человек, мнений, взглядов и точек зрения – огромная палитра. Многие, к примеру, считали, что я как глава города могу быть в любой момент вызван на их заседание, чтобы отвечать на любые дурацкие вопросы. И вот ты работаешь, а тогда в магазинах ни есть, ни пить ничего не было, надо было заниматься этими вопросами очень плотно. А они вызывают тебя, чтобы узнать, почему людям есть нечего. И ты им час на глупые вопросы отвечаешь, второй… Невозможно было работать, вседозволенность ложно понятой демократии и анархия беспартийной свободы делу тогда никак не способствовали».
Сходной была картина и в областных органах власти. Вот воспоминания о работе с депутатами Виталия Антоновича Потапова, возглавлявшего областное управление внутренних дел с 1988 по 1998 годы:
«Депутаты той поры процентов на восемьдесят были озлоблены на Советскую власть. Я не понимаю до сих пор, за что. Среди них были очень грамотные люди, преподаватели университета. Но вот приведу пример: идет заседание Законодательного собрания, выходит некий депутат и говорит: хочу, чтобы здесь на трибуне перед нами отчитался начальник УВД о том, куда в 1969 году в Ардатовском районе делась лошадь и три тонны овса. То есть вот такие были депутаты, просто злобные люди. Но откуда эта злоба и самое главное, какого общества хотят они завтра, понять было невозможно».
Промышленники, объединившиеся в НАПП в конце 1989 года и первые пару лет функционировавшие как директорский клуб, к концу 1993 года уже были сплоченной организацией, имеющей определенные цели. Одна из них в январе 1994 года, накануне выборов, была на совете Ассоциации сформирована так: «помогать кандидатам в депутаты областного и городского законодательных органов, в программах которых обозначена поддержка промышленных предприятий области».
В депутатском корпусе первого созыва ОЗС, избранного весной 1994 года, промышленников представляли, в частности, Н.А. Пугин, Б.П. Видяев, О.Х. Шарадзе. Председателем Собрания был избран инженер-металлург по образованию А.А. Козерадский, начинавший свою трудовую биографию подручным вальцовщика на Выксунском металлургическом заводе. Это позволяло руководству НАПП наладить конструктивное сотрудничество с законодателями. Именно с этим составом Законодательного собрания промышленники вскоре разработают первое в стране региональное законодательство о промышленной политике.
Если на выборах 1994 года позиция НАПП была не особо активной, то в 1998 году, когда проходили выборы в ОЗС второго созыва, подход Ассоциации к делу был совершенно иным. Промышленники, дабы обеспечить поддержку своих инициатив законодательной властью, в период этих выборов стремились получить в Законодательном собрании не менее половины мест. В Ассоциации смотрели, кто и где по области выдвигается, анализировали ход избирательной кампании и активно поддерживали определенных кандидатов. Таким образом, представительство промышленников в составе Законодательного собрания второго созыва оказалось весьма высоким.
Сильные позиции директорского корпуса среди законодателей позволили Совету Ассоциации договориться с руководством ОЗС о том, что председателями комитетов по промышленности и экономике будут выдвигаться депутаты исключительно из промышленников.
Так и произошло. Промышленники во главе профильных комитетов ОЗС – это и есть власть. Практически же данная ситуация позволяла промышленникам на законодательном уровне наиболее компетентно решать вопросы, связанные с реальным сектором.
К началу нового века представительство промышленников в Законодательном собрании области, благодаря успешной работе Ассоциации в период выборных кампаний, было весьма ощутимо. ОЗС очень хорошо понимало директоров нижегородских заводов и поддерживало их инициативы, направленные на развитие промышленности региона.
Это положение сохраняется и в наши дни. Если интересно, полистайте биографии депутатов ОЗС нынешнего созыва. И вы найдете, что у большинства избранников – инженерное образование, что биографии существенной части депутатского корпуса связаны с промышленным производством, и из 48 депутатов ОЗС почти два десятка являются действующими директорами или заместителями директоров нижегородских промышленных предприятий и компаний.
Пресс-центр НАПП