Суда на подводных крыльях «Валдай» и «Метеор» все лето были в центре внимания. Возобновление речных пассажирских перевозок было приурочено к 800-летию Нижнего Новгорода, и граждане приняли их с радостью (так, из центра Балахны до Нижневолжской набережной теперь можно добраться за 35 минут). Балахнинцы внесли свой вклад в долгожданное событие – на Правдинском радиозаводе изготавливали детали для новых судов на подводных крыльях.
Некоторые детали заводчане делали для «Валдая», но в основном ПРЗ был задействован в создании двух «Метеоров». Специальное конструкторское технологическое бюро разработало новые программы для станков по чертежам заказчика – АО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева». Заготовительный цех отвечал за резку заготовок металла, а механический – за обработку. За полгода заводчане освоили выпуск деталей для крыльевого устройства: стоек, кронштейнов, ножей и даже таких специфических изделий, как «перо руля».
– Начинать было непросто, – говорит Ирина Ивановна Суханова, руководитель группы разработки управляющих программ МЦ СКТБ. – Эти детали нетипичны для завода, подобную обработку металла мы никогда не делали, поэтому программы получались большие. Подстраивались под имеющееся оборудование, подбирали режимы…
Возникали сложности и на других этапах. Например, операторам гидроабразивного станка заготовительного цеха пришлось продумать экономичную раскройку металла.
– Для некоторых деталей судов использовался дорогой материал – алюминий толщиной 30, 35 и 40 мм, его привозили впритык, а заготовки были сложной конфигурации. Мы старались расположить их так, чтобы обрезь получалась минимальной, – говорит бригадир Дмитрий Егоров.
Нервозности стартовому заказу добавляли сжатые сроки. Спуск на воду первого за 20 лет «Метеора» был приурочен к юбилею Нижнего Новгорода. Но в результате всё успели, всё получилось. Исторический момент освещал даже «Первый канал».
«Корабль XXI века, но с сохраненными традициями. Удобный, вместительный и очень нужный людям. Легендарный «Метеор» обретает вторую жизнь и снова в строю. Кроме технических характеристик – скорости, маневренности, конструкторы учли и все современные требования к комфорту. Поэтому «Метеор» тот, да не тот. А просто лучше!», – написали журналисты «Первого» в релизе.
Отметим, что «Метеор 120 Р» – самое большое судно речного класса на подводных крыльях. Его длина почти 36 метров, а ширина – около десяти. Средняя скорость хода судна – 65 км/ч, оно может проходить 700 км без дозаправки, вмещает до 120 пассажиров при экипаже всего шесть человек. Первые два «Метеора» отправлены в Ханты-Мансийский автономный округ, чтобы по рекам доставлять людей даже в самые отдаленные населенные пункты, отрезанные от мира лесом и бездорожьем.
Что касается более скромных «Валдаев» вместительностью до 45 человек, они служат в родной Нижегородской области. Из областного центра организованы рейсы до Балахны, Чкаловска, Городца, Павлова, Макарьева, можно совершить экскурсионную прогулку по Нижнему Новгороду и до Шуховской башни в Дзержинске. Актуальное расписание рейсов и другая информация по работе «Валдаев» есть на сайте «Водолет». Навигация продлится весь октябрь.
– Когда я вижу пролетающий по Волге «Валдай», чувствую гордость за то, что причастен к возрождению речного транспорта, – говорит инженер-программист СКТБ Максим Иванов. – Это важное общее дело, в нем участвовало много предприятий. Хочется, чтобы таких коллективных проектов было больше – это хорошо и для нашего завода, и для всей страны.
Пресс-центр ПРЗ