Нижегородскому публичному акционерному обществу «Гидромаш» 14 августа исполняется 215 лет

Завод ведет свою историю от каретной мастерской, основанной в Москве в 1805 году Петром Ильиным, которая к началу ХХ века развилась до экипажно-автомобильной фабрики. В канун Первой мировой войны акционерное общество «П.Ильин» (таким сохранилось название на дореволюционных рекламных плакатах предприятия) стало работать на зарождающуюся отечественную авиацию. А после революции национализированному предприятию было поручено выпускать легковые автомобили. К авиационной тематике завод, поменявший не только форму собственности, но и название, и производственную площадку, вернулся в начале тридцатых годов: стране нужен был мощный воздушный флот.

История таких предприятий, как «Гидромаш», переживших все социальные катаклизмы двух веков, сама по себе уникальна, здесь мы расскажем лишь о нескольких эпизодах из жизни завода.

В конце шестидесятых годов, когда В. И. Лузянин возглавил завод, здесь планировалось выпускать до 40 различных типов шасси и около 200 наименований цилиндров для различных систем самолетов и вертолетов. Завод приступил к модернизации, строил новые корпуса, занялся техперевооружением. «Гидромаш» отлично справлялся с задачами, в 1976 году за создание новых образцов авиационной техники завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Тогда же, в 1976 году, предприятии подключилось к созданию ВКС «Буран», легендарного советского космического «челнока», совершившего триумфальную посадку в автоматическом режиме в 1988 году.

70-80-е годы двадцатого века принято считать вершиной развития отечественной авиации. В начале восьмидесятых КБ Антонова разработало среднемагистральный грузовой самолет Ан-70 грузоподъемностью более 45 тонн. А в 1982 году самым гигантским самолетом в мире стал транспортный самолет Ан-124 «Руслан». Его демонстрация в 1985 году на выставке в Париже убедила весь мир, что советские авиационные ученые и конструкторы вновь вышли вперед в деле создания сверхтяжелых самолетов. В 1988 году на испытания вышел новый гигантский шестидвигательный самолет Ан-225 «Мрия».

И Ан-70, Ан-225 «Мрия и Ан-124 «Руслан» оснащались шасси, сделанными на «Гидромаше», их и сегодня можно видеть среди изделий завода в сборочном цехе. При этом «Гидромаш»,  в конце семидесятых годов ставший производственным объединением, 30 кварталов подряд получал первые места во Всесоюзном социалистическом соревновании. То есть, на протяжении семи с половиной лет (!) завод «Гидромаш» никому в стране не уступал первого места.

Но особая страница истории завода связана с ракетопланом «Буран» и отечественными орбитальными проектами

«Гидромаш» получил техзадание и параметры будущего корабля «Буран» от Г.Е. Лозино-Лозинского, руководившего проектом, и заводские конструкторы проектировали шасси с нуля. В общей сложности для различных моделей ракетоплана, для испытаний и транспортировки «Бурана» на «Гидромаше» было изготовлено восемь различных вариантов шасси. В силу того, что это была беспрецедентная работа, на заводе придумывали не только оригинальный конструктив, но и технологию работы; свои «кулибинские» методы были и на испытании необычных изделий. Так, для проверки на герметичность шасси опускали в ванну с пятью тоннами чистого спирта. А что это было за время? Весной 1985 года стартовала горбачевская антиалкогольная кампания, и водку стали продавать лишь в определенных местах и в ограниченное время. Тогда у спиртовой ванны пришлось выставлять охрану.

За выполнение задач, поставленных перед предприятием в рамках реализации этих программ, указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1989 года В. И. Лузянину было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».  А из сегодняшнего «далека» отечественной авиации, мы можем с уверенностью сказать, что тогда заводчанами была выполнена поистине уникальная работа, которой по сей день гордится и коллектив, и страна.

Пресс-центр НАПП

Подписаться на новости
РОР «НАПП»