Су-57

Нижегородская история истребителя пятого поколения: система шасси и приводы Су-57

Летчики Воздушно-космических сил полностью освоили истребители пятого поколения Су-57, сообщает Минобороны России, опубликовавшее уникальные кадры летно-технических и боевых возможностей самолета Су-57.

Первый летный экземпляр российского истребителя пятого поколения поднялся в воздух в 2010 году, а его серийное производство началось меньше года назад. В прошлом году на форуме «Армия» был подписан контракт на поставку российским ВКС 76 таких машин, летно-технические характеристики Су-57 были неоднократно подтверждены в Сирии, к 2028 году ими планируют перевооружить три авиаполка.

И вот теперь в Минобороны сообщили, что новая боевая машина, работа над которой началась еще на смене веков в рамках реализации программы создания Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), полностью освоена.

Многие нижегородские предприятия авиастроения внесли свой вклад в создание передового российского  истребителя. Но мы здесь рассказываем только о том, что нашли в открытых источниках и о чем нам рассказали коллеги из пресс-служб наших предприятий.

В частности НОАО «Гидромаш» разработало и изготовило для Су-57 уникальную систему шасси, а на АПЗ — приводы элерона крыла, которые  входят в систему непосредственного управления самолетом, находящемся в воздушном пространстве.

История этих работ такова.

В 2004 году «Гидромаш» был приглашен в проект по созданию истребителя пятого поколения, «ОКБ Сухого» выдало нижегородцам техническое задание на разработку системы. Приступая к работе, заводчане определили, что шасси к самолету пятого поколения должно вобрать в себя самые передовые технические достижения. На первом же научно-техническом совете, посвященном новой теме, президент   НОАО «Гидромаш» В.И. Лузянин  отметил, что шасси для самолета 5-го поколения должно иметь  высокую весовую отдачу, получить которую можно с помощью  применения в конструкции титановых сплавов. В результате высокопрочные титановые сплавы составили около 40 % от общей массы конструкции шасси и заводчанам удалось добиться феноменальной весовой отдачи — 1,79% от взлетной массы самолета (для справки: у шасси МС-21, также разработанном на «Гидромаше»,  этот показатель – 2, 2 %)

И еще одна особенность шасси Су-57: впервые в отечественной практике при его изготовлении использовано газотермическое напыление, что существенно повышает устойчивость изделия к коррозии.

Также впервые в России компания «Сухой» начала переходить к использованию электромеханических проводов. Специалисты Арзамасского приборостроительного конструкторского бюро – дочернего предприятия АО «АПЗ» — успешно провели научно-исследовательскую работу по изготовлению электромеханического привода для Су-57.

– «Сухой» обратился к нам далеко не в первую очередь, и даже не во вторую, – рассказал начальник КБ-3 АПКБ Владимир Сухоруков. – Сначала дело было доверено крупным компаниям, специализирующимся на создании приводов. К сожалению, они не смогли создать прибор, отвечающий заявленным требованиями. И заказчик решил сотрудничать с нами, однако особых иллюзий после ряда провалов и потерянного времени не питал. Первые полтора года со стороны заказчика мы ощущали скептическое отношение. Но, как только «сняли» первые характеристики, отношение изменилось кардинально. Главный конструктор систем управления КБ компании «Сухой» взял дело на личный контроль, став частым гостем в Арзамасе, оказывая всяческое содействие в проведении испытаний.

АПКБ изготовило для «Сухого» два варианта прибора: привод на 2 т (для легкого самолета) и привод на 7,5 т (для Су-57). Испытания проходили на заводе, выпускающем штатные агрегаты практически для всей линейки самолетов компании «Сухой». К приятному удивлению заказчика, испытания дали положительный результат.

Надо сказать, что  гидравлическая система управление в боевой авиации уходит в прошлое: она сложна в обслуживании, к тому же большой расход масла приводит к нежелательному увеличению массы самолета. Все мировые лидеры в области самолетостроения переходят на производство электромеханических приводов, но в России до сих пор их производство являлось ахиллесовой пятой авиационной промышленности. И теперь нам есть чем гордиться!

Подписаться на новости
РОР «НАПП»