Нижегородцы отметили 175 лет со дня рождения изобретателя и судостроителя Василия Калашникова

В Волжском государственном университете водного транспорта состоялся круглый стол, посвященный 175-летию изобретателя и судостроителя Василия Калашникова, который внес большой вклад в развитие судоходства на реке Волге.

В рамках круглого стола были представлены уникальные музейные документы и награды изобретателя, а также состоялась встреча с его потомками. В роли слушателей выступили курсанты старейшего речного училища России – НРУ им. И.П. Кулибина и института «Морская академия» ВГУВТ – будущие механики, работники морского и речного флота.

Присутствовали и представители музейной общественности Нижнего Новгорода. Представитель музея завода «Красное Сормово» объявила, что один из новейших сухогрузов серии RSD59 будет носить имя «Василий Калашников».

Изобретатель работал в Рыбинске, Нижнем Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге, но дольше всего именно в Нижнем Новгороде, поэтому в столице волжского судоходства и судостроения бережно чтят его память.

Это было время, когда на Волге только начал развиваться паровой флот. Василий Иванович внедрил в судостроение компаунд машины своего производства с многократным расширением пара. Он не строил новые паровые машины, а перестраивал имеющиеся. Это привело к экономии топлива и уменьшению стоимости перевозок. КПД увеличился на 30%. В 23 года построил свой первый пароход, а всего за жизнь сделал 155 паровых котлов, переоборудовал более 100 пароходов на Волге.

«Именно речной транспорт через изобретения Василия Калашникова широко продвинул вперед экономику нашей страны, так как паровые машины использовались не только на флоте, но и на железной дороге, в промышленности. Являясь от природы скромным человеком, он всегда думал об интересах дела, предвосхитив популярный сегодня подход «бережливых технологий» и «бережливого производства»», – рассказал потомок изобретателя Илья Калашников.

В 80-е годы XIX века, когда Калашников работал главным механиком Курбатовского завода, на Волге насчитывалось уже 776 паровых судов. Через 7 лет эта цифра возросла на 320 единиц. В 1893 году в одном из отчётов отмечалось: «Значение волжского судового флота по размерам нет равного ни на одной реке в мире, это известно каждому».

Как рассказала организатор мероприятия директор музея речного флота ВГУВТ Ирина Гаранина, в октябре курсанты-кулибинцы очистили от опавшей листвы и подновили могилу Калашникова, а 5 ноября в день рождения изобретателя они приняли участие в митинге у мемориальной доски у дома 68 а по улице Ильинской, в котором жил и работал Василий Иванович Калашников.

Пресс-центр Росморречфлота

Подписаться на новости
РОР «НАПП»