Николай Жарков: «Мы были преданы делу»

В понедельник,18 апреля, в храме в честь святого благоверного великого князя Александра Невского состоялось прощание с Николаем Сергеевичем Жарковым.

Место проведения панихиды выбрано не случайно. Эту церковь надо считать заводской: она была построена во второй половине XIX века по решению администрации Сормовской верфи, вплоть до конца века работники завода с каждого заработанного рубля отдавали копейку на содержание своего храма.

В 1924 году большевики постановили разобрать колокольню, церковь отдали под школу, а позднее здесь была организована заводская столовая. И только в 2003 году завод «Красное Сормово» передал храм в безвозмездное пользование Нижегородской епархии Русской Православной Церкви.

Это решение приняли акционеры общества, руководил предприятием в те годы Николай Сергеевич Жарков, проработавший на «Красном Сормове» в общей сложности более 60 лет, при этом 34 годы он возглавлял завод. Под его руководством построено более 400 судов разного типа и назначения, в том числе 105 подводных лодок, из них 26 — с атомными энергетическими установками, а также более 20 глубоководных спасательных аппаратов.

И вот как Николай Сергеевич рассказывал нам, редакционному коллективу НАПП, готовившему книгу об Ассоциации и нижегородских промышленниках, свою историю:

«Я родился в 1937 году в Пятигорске, там рос, закончил десятилетку с золотой медалью. Затем сдал экзамены в Ленинградский политехнический институт. Учился на энергомашиностроительном факультете, где была специализация по паровым и газовым турбинам. И выбрал для себя именно газовые турбины, которые на тот момент начинали ставить на суда. К примеру, Ростислав Алексеев здесь, на «Красном Сормове», устанавливал их на свои «Ракеты» как раз в то время.

И когда в 1961 году подошло время для распределения – а у меня был высший балл, я первым имел право выбора – мне повезло, потому что оказалось всего одно место в Горьком для специалиста именно по газовым турбинам. И это место было как раз у Алексеева. Туда меня и направили. Помню, мне установили оклад в 90 рублей и сразу предоставили общежитие. Вот таким образом я и попал на завод, который произвел на меня потрясающее впечатление. До тех пор подобных заводов я просто не видел: в начале шестидесятых годов здесь работало 36000 человек!

И мы были настолько преданы делу, что добросовестно и без понуканий стремились освоить всё досконально. И когда учились, и когда строили лодки, с работы уходили темным вечером, потому что стыдно было пройти через проходную днем, стыдно было уйти с завода рано, потому как все знают, что на заводе много работы. Это было общее настроение, никто нам дополнительных денег за переработку не платил – мы сами, по своему пониманию, так поступали. К тому же дело шло к пятидесятилетию Советской власти, и нам хотелось к празднику сдать свою первую атомную лодку. Она и была сдана флоту 5 ноября 1967 года.

Конечно, я горжусь, что у завода такая история, но и сегодня наш завод – красавец!  У нас прекрасные современные цеха, на оснащение которых государство выделило порядка миллиарда рублей за четыре года. И сейчас, слава богу, мы спокойно выдерживаем конкуренцию на мировом рынке».

Н.С. Жарков похоронен на Высоковском кладбище.

Большое интервью Н.С. Жаркова, подготовленное к его 80-летию, опубликовано на нашем сайте в разделе «Библиотека» с юбилейном спецвыпуске.

Пресс-центр НАПП

Подписаться на новости
РОР «НАПП»