ПЭБ "Академик Ломоносов"

Наши на Чукотке: проект сооружения первой плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) завершен

22 мая 2020 года в России введена в промышленную эксплуатацию первая в мире плавучая АЭС «Академик Ломоносов».

«С сегодняшнего дня проект по сооружению плавучей атомной теплоэлектростанции в городе Певеке Чукотского АО можно считать успешно завершенным. Теперь она полноправно стала одиннадцатой промышленно эксплуатируемой атомной электростанцией в России и самой северной в мире», – сообщил генеральный директор концерна “Росэнергоатом” Андрей Петров, отдавший приказ о вводе ПАТЭС в промышленную эксплуатацию.

Предыстория этого события такова.

Строительство плавучего энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов» началось в 2008 году на Балтийском заводе под Санкт-Петербургом. Здесь владеют уникальными компетенциями, создавая  мощные атомные ледоколы и корабли ВМФ, потому закономерно, что первый российский проект плавучего энергоблока строился именно здесь.

В 2010 году энергоблок был спущен на воду, летом 2016 года на нем начались швартовые испытания. Но нам интересна не судостроительная часть «Академика Ломоносова», а атомная. «Сердце» энергоблока – установка, состоящая из двух реакторов КЛТ-40С электрической мощностью 35 МВт каждый, успешные физические и энергетические пуски которых состоялись в 2018 году в Мурманске.

23 августа 2019 года плавучий энергоблок отправился из Мурманска в Певек, где, преодолев около 9 тысяч километров, пришвартовался в середине сентября.

Реакторные установки КЛТ-40С, действующие на станции «Академик Ломоносов», разработаны в нижегородском ОКБМ Африкантов – крупном научно-производственном центре атомного машиностроения, научно-производственный потенциал которого позволяет выполнять весь комплекс работ по созданию различных типов реакторных установок и оборудования для них.

ПАТЭС с энергоблоком «Академик Ломоносов» является головной, и в ОКБМ справедливо считают, что  начало эксплуатации станции позволяет говорить о практическом использовании атомной энергии для обеспечения теплом и энергией отдаленных районов и, что особенно важно, о референтности заложенных в проект технологий. То есть, оборудование плавучего энергоблока отвечает всем требованиям по надежности и безопасности, в том числе рекомендациям по ядерной и радиационной безопасности Международного агентства по атомной энергии. А это значит, что у ПАТЭС – весьма приличный экспортный потенциал.

ПЭБ “Академик Ломоносов” – это уникальный, первый в мире проект мобильного транспортабельного энергоблока малой мощности. Научно-технических проблем, связанных с разработкой и комплексным научно-техническим обоснованием активных зон ядерных реакторов, которые успешно решены у нас  в рамках создания реакторов малой мощности, немало. В частности, еще в 2008 году в ОКБМ Африкантов, совместно с АО «ВНИИНМ», НИЦ «Курчатовский институт», для первой в мире плавучей АЭС на базе РУ КЛТ-40С был разработан и утвержден технический проект кассетной активной зоны, удовлетворяющей международным требованиям нераспространения.

РУ КЛТ-40С

Работая над проектом реакторных установок КЛТ-40С, ОКБМ Африкантов стало правообладателем четырех изобретений, четырех полезных моделей, 26 программ для ЭВМ и 79 секретов производства, то есть ноу-хау. Но главное, что разработчики Росатома не стоят на месте. В развитие технологии ПАТЭС в ОКБМ Африкантов ведется разработка нового продукта в сегменте плавучих электростанций – оптимизированного плавучего энергоблока (ОПЭБ). Предполагается, что на одном ОПЭБ будет установлено две реакторные установки типа РИТМ-200М, которые обеспечат общую электрическую мощность станции на уровне 100 МВт. РИТМ-200M – это модернизированная РИТМ-200 с увеличенным до 10 лет сроком между перегрузками. Реакторная установка РИТМ-200  также разработана в ОКБМ Африкантов, именно они используются в энергетических установках универсальных атомных ледоколов проекта 22220, которые сегодня строятся на Балтийском заводе.

Но об этом  проекте мы расскажем чуть позже.

Фото департамента коммуникаций Госкорпорации “Росатом”

Подписаться на новости
РОР «НАПП»