НАПП и промышленная политика: экскурс в историю

Как-то незаметно прошла информация о публичном признании бизнес-омбудсменом Борисом Титовым краха российской экономической политики, проводимой на протяжении десятилетий.

«Мы не удовлетворены тем, как последние 20 лет развивалась модель, которая называлась ресурсной. Да, она давала позитивные моменты, но с 2008-го по 2019 гг. ВВП вырос на 11%, в то время, как в среднем по миру на 45%, а в развивающихся странах на 70%», – заявил Б. Титов 31 августа на пресс-конференции в ТАСС.

Экономика должна развиваться снизу, «от той добавленной стоимости, которая вырабатывается миллионами предпринимателей в конкурентных условиях», – считает уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов.

А в мае, мы помним, в Москве активисты «Партии Роста», председателем которой является Борис Титов, возложили к Центральному банку и отделению Налоговой инспекции траурные венки с ленточками «Малому и среднему бизнесу».

К чему это здесь, на странице НАПП?

К тому, что нижегородские промышленники, особо не примыкая ни к правым, ни к левым, на протяжении трех десятилетий упорно отстаивали именно разумную и реальную экономическую политику, идущую от станка и предприятия. При этом не боясь дерзить президенту страны!

Мы сегодня подзабыли эти битвы четвертьвековой давности (если вам интересно, почитайте «Ассоциацию с историей»), иногда лишь упоминая, что именно в Нижегородской области был принят первый в России региональный закон о промышленной политике.

В архиве НАПП хранятся протоколы тех лет. Давайте вспомним, листая архивные страницы, как это было.

Одно из предложений по стабилизации ситуации в экономике, обозначенных нижегородскими промышленниками в обращении к президенту Ельцину в мае 1994 года (п.4), звучит так: «Обязать правительство России рассчитаться с долгами и впредь их не допускать».

История этой дерзости такова.

В мае 1994 года вышел большой пакет указов Ельцина, связанных с платежной дисциплиной, налоговой политикой и ужесточением контроля за платежами предприятий в бюджет. За неуплату налогов директорам грозила уголовная ответственность, в губерниях были созданы специальные комиссии, вызывавшие директоров «на ковер».

В тот период реальный сектор разрушали неплатежи, а основным должником предприятий, как это сегодня не покажется странным, было именно государство, не перечислявшее заводам оплату за полученную продукцию. Только министерство обороны к концу 1994 года было должно нижегородским предприятиям более 200 миллиардов рублей. Много ли это было в те годы? Этой суммы хватало на годовой фонд оплаты труда 75.000 человек. Потому промышленники были вправе требовать от президента наведения порядка в своем кабинете.

В октябре 1995 года Совет Ассоциации провел расширенное заседание, в котором участвовали губернатор области и председатель ОЗС, руководители профильных департаментов и комитетов, мэр Нижнего Новгорода и главы администраций нескольких крупных городов и районов области. На этом заседании были рассмотрены и приняты основные положения экономической политики по стабилизации работы промышленных предприятий Нижегородской области на 1995–1996 годы. Многие из этих предложений затем были реализованы на федеральном уровне и учтены в региональном законодательстве о промышленной политике.

Так, нижегородцы поддержали регулирование валютного курса и рекомендовали кабинету министров устанавливать «валютный коридор» как минимум на квартал. Как и их предки на заре становления в России капитализма, в 1995 году нижегородские промышленники предлагали правительству ввести «пошлины и налоги на импорт готовой продукции, которая производится или может производиться в России», дабы защитить отечественного производителя. Среди мер, предлагаемых нижегородцами федеральному правительству для стабилизации работы промпредприятий, было предоставление права предприятиям, разрабатывающим и производящим вооружение и военную технику, самостоятельного экспорта собственной продукции, а также введение льготного кредитования для приобретения этими предприятиями материалов и комплектующих, необходимых для производства экспортной продукции.

Один из пунктов повестки заседания Совета НАПП, проходившего в сентябре 1996 года, связан с формированием промышленной политики в области. Промышленники заслушали доклад директора областного департамента промышленности Д.К. Лаврова, созданного губернатором Немцовым по настоятельной просьбе директорского корпуса и, с некоторыми замечаниями, одобрили документ.

Закон Нижегородской области № 61-З «О промышленной политике» был принят Законодательным собранием области 20 января 1997 года, став первым в истории новой России региональным законом, определявшим «правовые и экономические основы, цели, элементы и принципы реализации промышленной политики», устанавливающим основы взаимоотношений промышленников и власти.

Интересен результат этой работы. 1997 год оказался первым в постсоветской истории региона, когда промышленность показала рост. Если в 1994 году в Нижегородской области объем производства составлял 67,4 процента к уровню предыдущего года (в России 78,4%), в 1995 году почти 85 процентов (в России 95,4%), в 1996 году – 88,6 процента (92,4%), то в 1997 году рост объемов производства составил 103,6 процента (101,1%). И это был переломный момент: впервые с начала реформ темпы роста объемов производства в области оказались выше среднероссийских, причем, более чем в три раза.

Таковы реалии нашей истории.

Пресс-центр НАПП

Подписаться на новости
РОР «НАПП»