ЦКБ по СПК: история в лицах

26 мая – день рождения В. В. Иконникова, более двух десятилетий руководившего Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях. С его именем связан период становления и развития знаменитого конструкторского бюро. Под руководством Иконникова были спроектированы и построены новые типы судов на подводных крыльях, а также экранопланы, среди которых ударный ракетоносец «Лунь», сданный в опытную эксплуатацию в 1990 году и известный миру как «Каспийский монстр».

О жизненном пути Валерия Васильевича Иконникова рассказывает Г. М. Хомутов, член Совета ветеранов ЦКБ по СПК, в трудовой биографии которого более четверти века работы в знаменитом конструкторском бюро:

«Валерий Иконников родился в селе Работки Лысковского района Горьковской области. В 1941 году поступил на учёбу в Горьковский индустриальный институт (ныне НГТУ им. Р. Е. Алексеева) на кораблестроительный факультет. В феврале 1942 года был призван в Красную Армию и направлен на фронт. Был ранен подо Ржевом. После демобилизации в 1945 году продолжил учёбу в институте.

С 1949 года работал в системе Главречтранса при Совете Министров РСФСР. С 1951 года по 1968 год работал в ЦКБ «Волгобалтсудопроект» (ныне ОАО «ЦКБ «Вымпел»). Прошёл в ЦКБ путь от конструктора до начальника-главного конструктора ЦКБ. При его участии и под его руководством здесь был спроектирован и построен целый ряд судов специального назначения и оригинальной конструкции, таких как «Волго-Дон», морские железнодорожные паромы типа «Советский Азербайджан», танкеры смешанного «река-море» плавания, уникальные крановые суда типа «Кер-Оглы» для разработки нефтяных месторождений и многое другое.

К этому времени к военным наградам – медалям «За отвагу» и «За боевые заслуги», к ордену «Отечественной войны 1 степени» прибавились и трудовые: орден «Трудового Красного Знамени», три серебряных медали участника ВДНХ, Почётная грамота Верховного Совета Азербайджанской ССР.

Приказом министра судостроительной промышленности СССР от 20 марта 1968 года В. В. Иконникова назначают начальником-главным конструктором ЦКБ по СПК, руководителем огромного коллектива, занимающегося проектированием и строительством судов на подводных крыльях и экранопланов, о которых знал лишь узкий круг специалистов.

На посту руководителя конструкторского бюро Валерий Васильевич сменил Ростислава Евгеньевича Алексеева, чьё имя сегодня носит ЦКБ по СПК. Авторитет Алексеева в коллективе был огромный: под его руководством произошла революция в судостроении — появились суда на подводных крыльях, готовилась вторая революция: велась напряжённая работа по созданию экранопланов. Местный поэт однажды написал: «…скажет главный: «Прыгай, братцы, в воду» – и мы прыгнем все до одного».

Надо сказать, что смена руководителя ЦКБ была вызвана определёнными сложностями во взаимоотношениях Алексеева и министерства судостроительной промышленности. И Алексеев, уступив пост руководителя предприятия Иконникову, продолжал работать в ЦКБ. Многие в ЦКБ по СПК встретили В. В. Иконникова, мягко говоря, недружелюбно. Ему пришлось испытать много неприятностей — были жалобы «на верх», анонимки и другое. Однако талант руководителя, природная смекалка и знания позволили Валерию Васильевичу достойно повести коллектив ЦКБ к новым техническим достижениям.

Им был создан, и об этом он часто говорил, «институт Главных конструкторов». С именем Валерия Васильевича связано проектирование и строительство судов на подводных крыльях типа «Восход», «Ласточка». «Олимпия», «Колхида», «Антарес», «Циклон»; экранопланов типа «Стриж», «Орлёнок», «Лунь», «Волга-2»; судов с каверной типа «Линда», «Серна», «Меркурий» и др.

Экраноплан «Лунь»: ракетный залп

Период работы В. В. Иконникова в ЦКБ по СПК отмечен Орденом Октябрьской революции и медалью «300 лет Российскому флоту». Возглавляемое В. В. Иконниковым ЦКБ по СПК в 1984 году за успехи в развитии скоростного судостроения было награждено Орденом Трудового Красного Знамени. Более двухсот работников ЦКБ также были награждены орденами и медалями за свой труд по созданию новой техники в судостроении. А сам В. В. Иконников за работу по созданию экранопланов в 1984 году стал лауреатом Ленинской премии. Это был звёздный час в истории коллектива ЦКБ по СПК, и во многом он стал возможным благодаря организаторскому таланту Валерия Васильевича Иконникова.

Большое трудолюбие, инженерный талант, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, принципиальность и в то же время доброжелательность, природная мудрость и юмор принесли ему заслуженное и глубокое уважение со стороны знавших его людей.

Иконников вёл большую изобретательскую и научную деятельность. Он автор семи изобретений. В 1985 году ему было присвоено звание доцента. Он длительное время был сотрудником кафедры «Судостроение» в НГТУ.

В 1988 году Валерий Васильевич ушёл на заслуженный отдых. Соратники никогда не забывали о нём: перезванивались, рассказывали о текущих делах в ЦКБ. А в день его рождения, 26 мая, компания близких людей всегда собиралась у Иконниковых дома, супруга Валерия Васильевича Ольга Сергеевна всегда была этому рада.

Наработанный научно-технический задел и творческий потенциал коллектива ЦКБ по СПК в последние годы прошлого века, к сожалению, не был востребован в полной мере, но этот задел позволил коллективу выстоять в постперестроечный период.

18 января 2010 года на 87-м году жизни после болезни Иконников Валерий Васильевич ушёл из жизни.

Ветераны ЦКБ, коллеги В.В. Иконникова, коллективы таких организаций, как ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева», ОАО «КБ по проектированию судов «Вымпел», ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство», НГТУ им. Р. Е. Алексеева  и Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей за прошедшие 10 лет приложили немало усилий, чтобы увековечить имя Валерия Васильевича  Иконникова в названии улицы или сквера нашего города.

В марте 2021 года Совет ветеранов ОАО «ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева» обратился к главе администрации Сормовского района Светлане Анатольевне Горбуновой с просьбой рассмотреть вопрос о присвоении имени Валерия Васильевича Иконникова скверу, расположенному от площади «Конструктор Р. Е. Алексеев» вдоль улицы Коминтерна до улицы Большевистской. Администрация района поддержала эту инициативу и вынесла её на рассмотрение районной межведомственной комиссии, в полномочия которой и входит решение подобных вопросов. 22 апреля   комиссия поддержала нашу инициативу, в настоящее время идёт оформление документов.

Необходимо отметить, что Сормовский район — это район судостроителей, почти 70 % его жителей связаны со строительством речных, морских и скоростных судов. Эта продукция – бренд района, города и области. Создателями новой техники надо гордиться и помнить о них!                                                                                                                                                                                                      

А Совет ветеранов ЦКБ по СПК продолжает работу, понимая, что сохранение памяти о наших достижениях, о людях, благодаря которым состоялись эти свершения, которыми мы сегодня гордимся, – это как раз одна из тех скреп, о дефиците которых в российском обществе постоянно говорит президент России Владимир Путин».

Об авторе:

Геннадий Михайлович Хомутов с1978 по 1986 год работал секретарем парткома ЦКБ по СПК, затем в течение трех лет председателем районного комитета народного контроля, с 1989 по 1999 год заместителем генерального директора ЦКБ по СПК. С 2000 г. по 2002 г. — член Совета директоров ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» от администрации Нижегородской области. В 2002 году Г.М. Хомутов пришел работать в НАПП заместителем генерального директора.

Подписаться на новости
РОР «НАПП»