28 ноября – день основания ПКО «Теплообменник»

ПКО «Теплообменник», одно из ведущих российских предприятий авиационной промышленности, свою историю отсчитывает с осени 1941 года. Тогда во исполнение постановления ГКО из подмосковного Солнечногорска в Горький был эвакуирован завод №469, носивший имя М.М. Громова — прославленного летчика, Героя Советского Союза, участника знаменитого перелета в Америку через Северный полюс.

Перед Великой Отечественной войной государственный союзный завод №469 имени Громова был известен в Советском Союзе как производитель водяных и масляных радиаторов для авиационной промышленности. Наркому авиационной промышленности А.И. Шахурину, который, кстати, до назначения на эту должность руководил Горьковским обкомом ВКП(б), предписывалось эвакуировать туда же, в Горький, и радиаторный завод № 285 из Ульяновска, вливавшийся в Громовский завод. Так что отсчет истории Теплообменника с осени 1941 года вполне оправдан: в Горьком формировался совершенно новый завод.

Совершенно секретное постановление об эвакуации завода в Горький было принято 14 октября 1941 года. Совет по эвакуации при ГКО, созданный на второй день войны, определял жесткие сроки: уже 1 декабря завод должен был давать продукцию. А эвакуация завода началась в первых числах ноября 1941 года. Война, времени нет, сроку – месяц! Включая перевозку оборудования, специалистов, обустройство нового завода и запуск производства. По нынешним мирным расслабленным временам – задача нереальная.

В ту первую военную осень холода наступили рано, уже с начала ноября. Практически в день знаменитого теперь парада на Красной площади лег снег и не таял уже до весны. Завод №469 эвакуировался в чистое поле, точнее, на заболоченный пустырь недалеко от автозавода, где некоторое время назад было начато строительство корпусов – в 1940 году Наркомат химпрома планировал построить здесь свой завод. В то время вслед за приказом об эвакуации правительство распоряжалось и о том, кто, в каких объемах, в какое время и в какой спецификации поставляет необходимые для строительства завода материалы, кто выделяет транспорт, вагоны для доставки и, самое главное, кто за все это персонально отвечает собственной головой. За эту стройку отвечал первый директор завода Василий Николаевич Смирнов, проработавший на заводе №469 до 1943 года.

Большим помощником для строителей оказался старый паровоз, который приспособили под временную котельную. Паровоз обогревал, давал горячую воду, пар, и стройка кипела вопреки непогоде: ко второй декаде ноября среднесуточная температура опустилась до –15 градусов. Но заводские корпуса построили, наладили оборудование, рабочих разместили в бараках треста «Стройгаз» на Северном поселке и в Костарихе. И с 28 ноября 1941 года Громовский завод, а именно под этим именем он был известен горьковчанам практически до 90-х годов XX века, начал выдавать продукцию. Примечательно, что под руководством В.Н. Смирнова завод первым среди эвакуированных предприятий страны наладил выпуск радиаторов, которые устанавливались на военные суда, на танки и самолеты; в декабре 1941 года это был единственный работающий из трех радиаторных заводов страны.

И если в первые месяцы после эвакуации промышленно-производственный персонал Громовского завода насчитывал 1790 человек, то к середине 1942 года количество работающих увеличилось почти на 40 процентов. Уже в 1942 году завод вошел в число передовых предприятий отрасли. Годовая производственная программа 1942 года была выполнена на два месяца раньше установленного срока. Созданные на заводе ударные фронтовые бригады перевыполняли план на 200–400 (!) процентов. К началу 1943 года завод выпускал в сутки по 125 радиаторов, а в 1944 году объем производства составил более 61000 радиаторов и радиаторных сот.

Больше информации о ПКО «Теплообменник» — в нашем материале «ПКО «Теплообменник»: к 80-летию нижегородской истории завода»

Пресс-центр НАПП по материалам РИЦ «Курьер-медиа»

Подписаться на новости
РОР «НАПП»