День в истории: 24 декабря – день первого полета транспортника Ан-124 «Руслан»

Непревзойдённый транспортник Ан-124 «Руслан» отмечает 40-летие со дня первого полета. 24 декабря 1982 года он поднялся в небо с заводским номером «01-01» с аэродрома Святошино под Киевом и сразу оставил далеко позади своего американского коллегу – Локхид C-5 «Галакси». 

Разрабатывался «Руслан» киевским АНТК им. О.К. Антонова, серийно выпускался ульяновским авиационным заводом «Авиастар» и киевским государственным авиационным заводом «Авиант».

Ан-124 «Руслан» – рекордсмен и по числу предприятий, участвующих в его производстве, их более 500, и по количеству рекордов по дальности полета и грузоподъемности. Это единственное в мире воздушное судно, способное перевозить моногрузы весом 150 тонн и длиной до 36 метров.

По мнению специалистов фирмы Боинг, Ан-124 опередил свое время на сорок лет, а увидевший в свое время производство «Русланов» федеральный президент Германии Кристиан Вульф констатировал: «Не нужно создавать в Германии производство транспортных самолетов, если в России это делают лучше».  Интересный факт: именно Ан-124 «Руслан» арендовал Майкл Джексон для перевозки по миру технического оборудования для своих грандиозных шоу.

На ноги воздушного исполина поставили на нижегородском заводе «Гидромаш». О начале этой работы глава предприятия Владимир Ильич Лузянин вспоминал так:

– Однажды мне позвонил министр авиационной промышленности Петр Васильевич Дементьев и рассказал о трудностях, которые возникли у киевлян с шасси для «Руслана». Я был в курсе и понимал, какая серьезная работа предстоит. Дементьев будто бы почувствовал мои сомнения и завершил разговор словами: «Надо помочь товарищам. Это не приказ, Владимир Ильич, это просьба. Тебя министр просит».

В течение полугода специалисты Гидромаша сконструировали и изготовили двенадцатистоечное шасси с 24 колесами, использование титана в конструкции позволило достичь хороших весовых показателей. При этом самолет мог использоваться на грунтовых взлетно-посадочных полосах, поворотные стойки первого и заднего пятого ряда обеспечивали возможность разворота на стандартной полосе. Кроме того, конструктивные особенности шасси позволяли машине изменять стояночный клиренс и угол наклона фюзеляжа, что значительно облегчало проведение погрузочно-разгрузочных работ.

Всего было выпущено 55 самолетов, последний сошел с конвейера ульяновского «Авиастара» в 1995 году. 

В 2005 году авиастроители обратились с открытым письмом к министру промышленности и энергетики РФ В.Б. Христенко с просьбой возобновить серийное производство «Руслана». Среди сторонников этого шага был и В.И. Лузянин. По его инициативе в газете «Известия» была размещена публикация «Авиастроители хотят вернуть «Руслан», в которой, в частности, говорилось: «За последнее время авиационная промышленность многое потеряла, но окончательно еще не погибла…  авиастроительные дела может поправить только срочный запуск в производство серийных самолетов гражданских и военных… Ан-124 «Руслан» – это авиационный продукт, которому в мире нет и не будет конкурентов еще 10-15 лет».  

Сегодняшняя ситуация в авиастроении лишь подтверждает слова Владимира Ильича.  Ну а дата, о которой мы рассказали сегодня, несмотря ни на что, останется предметом гордости для всех, кто принимал участие в создании «Руслана», в том числе и для гидромашевцев.

На снимках: В.И. Лузянин с заместителем главного конструктора по системам самолета Н.П. Смирновым на аэродроме Святошино осматривают шасси перед вылетом (слева) и после вылета. После удачного полета «Руслана». В центре – генеральный конструктор ОКБ Антонова, главный конструктор Ан-124 П.В. Балабуев.  24.12.1982 г.

Пресс-центр НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина

Подписаться на новости
РОР «НАПП»